Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


    Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Исследования Института возрастной физиологии позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: (Слайд 2)

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Вследствие неграмотной организации учебного процесса была получена следующая статистика: с 2001 года у учащихся увеличилось число нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем; прибавились нарушения эндокринной системы, болезни органов пищеварения. (Слайд 3)

У детей до 14 лет среди заболеваний занимают:
1-е место — заболевания органов дыхания;
2-е место — инфекционные и паразитарные болезни;
3-е место — болезни нервной системы и органов чувств;
4-е место — заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество здоровых детей составляет не более 10 — 12 %.
Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья.
Это надо знать как учителю физкультуры, так и классному руководителю, который должен донести до всех учителей, преподающих в её классе, чтобы создать оптимальные условия для обучения учащихся с целью здоровьесбережения.
В нашей школе по данным медсестры за 2 года можно составить такую картину:

  1. Чаще всего наши учащиеся  болеют и  пропускают уроки из-за: ОРЗ + ОРВИ, головные боли напряжения, хронический гастродуоденит, бронхиальная астма, госпитализация по диагнозу, частые обследования.
  2. Распределение учащихся по группам здоровья. (Слайд 4)

Группа

2010 год

2011 год

1

1

3

2

6

5

3

80

81

4

52

47

5

12

15

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».(Слайд 5)
Здоровьесберегающая технология- это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
- соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим;
- соответствие потребностей ребенка в знаниях и физиологическими возможностями.
учет леворукости и праворукости учащихся;
- учет способа познания мальчиков и девочек;
- учет двигательной активности, медлительности;
- учет способа восприятия информации;
- учет соотношения у учащихся интеллекта и креативности.

Для помощи в определении леворукости и праворукости, способа познания, способа восприятия надо подключать психолога или изучать самостоятельно литературу.
Нами была проведена работа по определению способа восприятия у учащихся и вот какая картина получилась. (Слайд 6)
Всем известно, что обучая аудиалов,  надо больше внимания уделять устному объяснению, обучая визуалов – наглядности, а при обучении кинестетиков надо преподносить материал так, чтобы ученик воспринял его через эмоциональную сферу, прочувствовал тактильно. Поэтому считается, что научить кинестетика – это дело трудное. Как видите, объяснение нового материала должно быть так составлено, чтобы его восприняли все.  Это мастерство педагога!

Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.      
                                                          
Стратегические цели ориентированы на длительный период. Это формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения, развитие интеллекта, памяти, мышления...

Тактические цели ориентированы на короткий промежуток  времени — урок, занятие. (Слайд 7)

Принципы здоровьесберегающих технологий: (Слайд 8)
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
- принцип комплексного сквозного подхода;
- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя: (Слайд 9)
- средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
-    оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия);
- гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное  и здоровье нравственное. Наша цель заботиться о здоровье учащихся, не забывая из каких компонентов оно состоит!

Использование  здоровьесберегающих технологий в начальных классах нашей школы.

      В нашей школе созданы  необходимые условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности. Воздушно-тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям. Для проведения спортивных занятий имеются: спортивный зал, спортивная площадка. Также организовано горячее питание. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы. Это проведение уроков физкультуры, проведение зарядки и физкультминуток на уроках, проведение Дней здоровья, а так же в этом году в расписание 1-2 классов введен новый предмет – ритмика. (Слайды 10,11)
Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Физминутки в начальных классах проходят весело и интересно, так как придумано нами и другими учителями презентаций с музыкальным сопровождением. (Слайд 12)
Введение в структуру уроков физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:
(Слайд 13)
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%. (Слайд)
Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
В целях сохранения и поддержания здоровья учащихся многие учителя нашей школы закончили курсы по здоровьесбережению (Бородкина Галина Владимировна) и на своих уроках используют:
- оверболы для дыхательных упражнений (особенно важно для детей с ДЦП);
- Суджок массажеры; (Слайд14)
- офтальмотренажеры (Слайды 15 и 16)
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий.
«Минутка» с помощью плаката с изображением офтальмотренажера:
1 упр. Ведем глазками по красной линии, начинаем у стрелки и заканчиваем у стрелки.
2 упр. А теперь посмотрим на синюю линию. Ведем глазками по синей линии, по этому вытянутому кругу, начинаем от стрелки до стрелки.
3 упр. А сейчас посмотрите в центр круга, ведем глазами по зеленой линии, вправо от стрелки, а теперь влево.
4 упр. Ведем взглядом по желтой линии от центра вперед, затем(назад.)
- насадки для ручек,  как для праворуких, так и для леворуких учеников,
- тренажёры для письма,
- дыхательные упражнения на уроке чтения,
- для преодоления трудностей при чтении используются упражнения для чтения (Слайд 17)
              Все уроки проводятся в заранее проветренных кабинетах.
В кабинетах вся наглядность распределена по периметру кабинета, так как это предполагает двигательную активность на уроке.
На стульях размещены мягкие сидения, для ног – подставки. Учителя создают все условия для поддержания правильной посадки учащихся. (Слайд 18)
Чтобы ученики на переменах могли расслабиться, полежать или посидеть на мягком, поиграть лежа, приобретены маты. Данные нововведения появились после того, как в школу пришло большое количество детей с ДЦП и гиперактивных детей (Слайд 18) .
Необходимым условием эффективности использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах является соблюдение режима дня. Поэтому с детьми и с родителями проводятся беседы по соблюдению режима дня, даются советы, как правильно распределять время и силы при выполнении домашнего задания, при заучивании стихотворений, как проводить время перед сном.
Особенное внимание мы уделяем гигиене, как в школе, так и дома. Проводятся беседы по профилактике заболеваний и половому воспитанию.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Особую актуальность в последнее время приобрела  пропаганда здорового образа жизни. На неделях начальных классов проводим различные конференции по данному направлению,  демонстрируем фильмы и обучающие мультфильмы.  В этом году была проведена конференция  – «Я расту - здоровым». Ещё одним из наших нововведением является   турслёт. (Слайды 19 и 20)

Мы поделились с вами нашими наработками, которые применимы в каждой общеобразовательной школе. Что – то вы возможно примите к сведению, но и хотелось бы послушать вас.
Вывод.
               Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.    

Презентация