Урок по теме "Виды словосочетаний по главному слову"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: метод проблемного изложения материала.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Цель урока:повысить теоретический уровень знаний учащихся по русскому языку; развивать познавательную активность учащихся; организовать работу по усвоению лингвистических понятий.

Задачи урока:

  • образовательные: углубить знание о видах словосочетаний по главному слову; выработать умение определять вид словосочетания по главному слову; научить применять полученные знания на практике;
  • воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитание чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: учить работать с новой информацией; готовить сообшения, обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Учебный комплекс: Маркидонова И.Г. Русский язык. 9 класс. Синтаксис: Учебные материалы-хрестоматия. Экспериментальная программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). 8 класс. Часть 2. Синтаксис. – Томск: Пеленг.

Основные понятия:

  • словосочетание;
  • субстантивные;
  • адъективные;
  • нумеративные;
  • местоименные.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие учащихся. Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

II. Этап проверки домашнего задания

Учитель. На прошлом уроке мы повторяли материал по теме «Словосочетание», с которым вы познакомились еще в 5 классе. Выполняя домашнее задание, вы должны были выступить в роли учителя и проверить работу ученика 8 класса, которому нужно было выписать все словосочетания из текста. Справился ли ученик с работой? Если нет, то какие ошибки он допустил? (Приложение)

Учащиеся отмечают, что ученик ошибочно выписал следующие сочетания слов.

Ветер утих – грамматическая основа предложения.

Пойду почитаю – осложненная форма простого глагольного сказуемого

Не буду отвечать – сложная форма будущего времени глагола несовершенного вида.

Пусть поет – сложная форма повелительного наклонения глагола.

Самый умный – сложная форма превосходной степени

В течение суток – сочетание «производный предлог + сущ».

Глаза, полные слез – сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена.

Водить за нос – фразеологизм.

Учитель: Какое еще было задание?

Нужно было заполнить таблицы 1, 2.

Таблица1

Знаю (умею) Хочу знать (новое)

Таблица 2

Именные Глагольные Наречные Субстантивные Адъективные
         

Учитель: С какими заданиями не удалось справиться?

Учащиеся отмечают, что встретились с новыми для них понятиями «субстантивные» и «адъективные» словосочетания.

III. Этап изучения новых знаний (презентация)

Учитель: Познакомьтесь с информацией на слайде.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол), субстантивные (главное слово – имя существительное), адъективные (главное слово – имя прилагательное), наречные (главное слово – наречие)

Учитель. Как изменится схема «Виды словосочетаний по главному слову» с учетом новой информации.

Учащиеся отмечают, что вместо именных словосочетаний в схеме появятся субстантивные и адъективные словосочетания по главному слову.

Учитель. Ребята, вы сейчас самостоятельно можете сформулировать тему нашего урока?

Виды словосочетаний по главному слову.

Учитель. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?

Подробно разобраться с каждым видом СС по главному слову.

Учитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Познакомьтесь с материалом параграфа 5 и подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.

1 группа рассматривает глагольные словосочетания.

2 группа рассматривает субстантивные словосочетания

3 группа рассматривает адъективные словосочетания

4 группа рассматривает наречные словосочетания

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

Запишите предложение.

Учитель. Объясните знаки препинания в предложении. Какие слова вызывают затруднения при написании?

Находим грамматическую основу ( луч прорвался , упал и хлынул дождь). В предложении две грамматические основы, значит предложение сложное, из сложных – сложносочиненное, т.к. предложения связаны сочинительным союзом И. Первое предложение осложнено согласованным обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который стоит после определяемого слова (тучи (какие?) затянувшие (что?) небо), поэтому причастный оборот с двух сторон выделяется запятыми. Второе предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (оживляя все вокруг), поэтому ставится запятая).

Тотчас – наречие, написание запоминаем.

По-летнему – наречие (теплый (как?) по-летнему), пишется через дефис, потому что в слове приставка ПО- и суффикс -ЕМУ.

Вспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.

  1. Сначала выделяем грамматическую основу.
  2. Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.
  3. Словосочетания, связанные со сказуемым.

Выпишите из предложения все словосочетания. Определите вид словосочетаний по главному слову.

Работу предлагаю выполнить самостоятельно, затем обсудить в группе (3 мин).

Как только группа будет готова, организатор поднимет руку.

  1. Солнечный луч (субст), теплый дождь (субст)
  2. Теплый по-летнему (адъек)        
  3. Тотчас хлынул (гл), прорвался сквозь тучи (гл), косо упал (гл), упал на поляну (гл)
  4. Очень ловко (нар)

Проблемная ситуация №1

К каким видам словосочетаний по главному слову можно отнести словосочетания с главным словом причастием и деепричастием (затянувшие небо, оживляя все, оживляя вокруг)?

Учащиеся предлагают добавить в таблицу новые виды словосочетаний по главному слову

(причастные и деепричастные), вспоминают, что причастие и деепричастие в русском языке рассматривают не только как самостоятельные части речи, но и как формы глагола.

Если причастие и деепричастие рассматривать как формы глагола, то это глагольные словосочетания.

Учитель: Внесите уточнение в схему.

Добавляют в глагольные словосочетания новые схемы. Делают вывод, что главным словом в глагольном словосочетании может быть не только глагол, но и причастие и деепричастие.

  • Причастие + сущ.
  • Деепричастие + мест
  • Деепричастие+ наречие

V. Этап применения изученного

Работа в группах.

Учитель: Представьте такую ситуацию: никто, кроме учеников 8 «И» класса, не знакомится на уроках русского языка с такими понятиями, как «субстантивные» и «адъективные» словосочетания, поэтому в заданиях учебника им предлагают делить словосочетания по главному слову на 3 вида. Какие?

Глагольные, наречные, именные.

Задание для группы 1. Пересмотрите схему «Виды словосочетаний по главному слову», постарайтесь изложить в ней материал так, чтобы любой ученик 8 класса, познакомившись с ней, мог понять тему «Виды словосочетаний по главному слову».

Предлагают именные словосочетания поделить на субстантивные и адъективные.

Задание для группы 2.

Почему словосочетания назвали «субстантивные» и «адъективные?

Работают в группе со словарями. Выписывают определения.

Субстантивные –

Адъективные –

Зачитывают из словарей информацию о словах. Отмечают, что правописание этих слов нужно запомнить.

Записываем в орфографический словарь слова.

Задание для групп 3 и 4

Определите вид словосочетаний по главному слову. Постройте схемы.

Три стола, пятый справа, первый из трех, кто-то из нас, каждый из вас, что-то новое,

Проблемная ситуация №2

Учащиеся отмечают, что они не смогли определить вид словосочетания по главному слову, так как в них главное слово – имя числительное или местоимение. В схеме таких видов словосочетания, когда главное слово может быть выражено числительным или местоимением, нет. Предлагают добавить в схему новые виды словосочетаний по главному слову.

Учитель. Что вам говорят слова: нумеративные и местоименные словосочетания?

Нумеративные (нумер, номер, количество) – главное слово числительное.

Местоименные – главное слово местоимение.

Учитель: Куда бы вы в схеме поместили нумеративные и местоименные словосочетания?

Учитель: Мы с вами не раз рассматривали спорные вопросы в языкознании. Одни ученые выделяют нумеративные и местоименные словосочетания как отдельные виды словосочетаний по главному слову, другие нет. Почему?

Убираю в схеме «местоименные»

Учащиеся говорят о том, что местоимение может заменять такие части речи, как существительное, прилагательное, наречие, числительное. Следовательно, мы можем словосочетания с главным словом, выраженным местоименными существительными, отнести к субстантивным, местоименными прилагательными – к адъективным, местоименными наречиями – к наречным, местоименными числительными – к нумеративным.

VI. Этап обобщения и систематизации

Письменный вывод.

Давайте обобщим, что мы узнали на уроке.

Составьте письменный ответ на вопросы (групповая работа).

Словосочетания делятся на 3 вида: ...

В состав именных словосочетаний входят: ...

Следует обратить внимание на словосочетания с главным словом местоимением, потому что ...

VII. Этап информации о домашнем задании

  1. Параграф 6. Подготовить сообщение по теме «Виды подчинительной связи» .
  2. Подготовить 2 вопроса по теме «Словосочетание».
  3. Упражнение №32.

VIII. Этап подведения итогов занятия

 Рефлексия.

  1. Все ли получалось на уроке? Если нет, то почему?
  2. Лучше всего у нас получалось…
  3. Этого мы достигли благодаря…
  4. Труднее всего было…
  5. Эти трудности мы преодолели так:…
  6. Выполнили поставленные цели?
  7. Как менялись чувства и настроение во время урока?