Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • Формирование представлений о гармонии, того, в чем она заключается.
  • Усиление межпредметных связей.
  • Расширение сферы получения информации учащимися, подкрепление мотивации обучения через привлечение знаний, умений, полученных при изучении других предметов.
  • Воспитание единства, атмосферы содружества, дружелюбия в учебном коллективе, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям в музыке.
  • Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей.

Оборудование: портреты А.Грина и В.А.Моцарта, магнитофон. Доска оформлена опорными словами, которые учащиеся должны ввести в свою речь: трепетная, задушевная, взволнованная, лирическая, решительная, мужественная, драматическая; чуткость, доверие, мечтательность, взаимопонимание, душевная тонкость; цинизм, пошлость, примитивность.

Учебники: «Музыка» Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Дрофа 2010. Учебник-хрестоматия В.Я.Кровиной, М.: Просвещение, 2009.

Ход урока

Учитель (или ученик) начинает урок с чтения стихотворения А.Дементьева «Гармония». Ученикам, прослушавшим стихотворение, предлагается ответить на вопрос:

– Какое слово должно стоять первым в теме урока?

И был пустой и странно-гулкий зал,
И звуки в нём разрозненно витали –
Там мальчик неумело на рояле
Искал мотив и клавиши терзал.

Мелодия ломалась и рвалась,
Она сама себя не узнавала -
Всего полтона ей недоставало,
Чтобы вернуть утраченную связь.

И некая душа, томясь тоской,
В своих потёмках сумрачно плутала -
Ей, кажется, полшага не хватало,
Чтоб обрести смиренье и покой…

Лукавая гармония сквозь мрак
Блистает нам – а в руки не даётся,
И вечно до неё нам остаётся
Лишь полутон, полмига, полушаг…

После ответов учащихся учитель открывает слово «гармония» в теме урока «Гармония в музыке и человеческих отношениях» и эпиграф, который объясняют ученики:

Проникая в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств.

Роберт Шуман

Учащиеся, объясняя слова Р.Шумана, самостоятельно формулируют цели урока:

  1. Выясняем значение понятия гармония в музыке и литературе;
  2. Учимся выражать свои чувства и мысли на основе литературных и музыкальных произведений.

Учитель: Что мы понимаем под музыкальной гармонией?

Ответы учащихся: Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.

Далее учащиеся слушают древнегреческий миф о Гармонии и готовятся отвечать на вопрос:

Учитель: Как проявляются характеры героев: Гармонии и Кадма?

Ученики делают вывод, что Гармония красивая, но коварная, а Кадм мужественный , ради любви идет на необдуманные поступки, завладев ожерельем теряет семью и понимает, что всему виной жадность, коварство, глубоко переживает потерю любимых детей, готов нести наказание.

– Найдите ответ на вопрос в учебнике музыки параграф 17, стр.79:

В чем смысл древнегреческого мифа о гармонии?

Ответы учащихся:

  1. В Гармонии соединяются коварная разрушительная сила Ареса и сила вечной любви и красоты Афродиты;
  2. Гармония достигается в развитии , борьбе ,становлении образа;
  3. Музыкальная гармония строится на противоположностях света и тени, радости и грусти.

Учитель: Прослушайте симфонию №40В.А.Моцарта, одного из самых гармоничных композиторов, и среди карт настроений выберите ту, которая соответствует услышанному музыкальному произведению. Объясните свой выбор.

Ответы учащихся: Сначала простая, выразительная, теплая, потом энергичная, взволнованная.

Обобщение учителя: Внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. Мир человека предстает сложным, глубоким, это мир напряженных исканий гармоничности, разумной ясности. Симфония проникнута сознанием несовершенства мира. В музыке редко встречаются произведения, в которых бы выражалось одно настроение. Чаще музыкальная гармония строится на противоположности светлого и тайного, печального и радостного, всего того, чем так полна человеческая жизнь. Мы с вами прочитали первую главу «Алых парусов» А.Грина. Сейчас работаем в группах на основе выполненного домашнего задания. (На обсуждение ученикам дается 5 минут.)

Выступления представителей групп.

1-й ряд – 1-я группа «Ассоль»

1. Выберите из текста главы детали портрета Ассоль. Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней?

(нервное, доброе личико, забавно напевала матросские песни, взволнованный голосок , стиранное много раз ситцевое платье, худенькие загорелые ноги, темные волосы, с оттенком грустного вопроса глаза, кроткая улыбка . Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.)

На основе деталей портрета ученики делают вывод, что автор с большой симпатией относится к Ассоль. Это выражается с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения.

2. Какие черты характера Ассоль мы видим в ее поступках?

(поступки: погоня за упущенной яхтой, помощь отцу, разговор с волшебником состояние души: отсутствие подруг, попытки сближения с детьми Каперны, синяки, царапины, плач).

Вывод учащихся. На основе поступков Ассоль можно говорить о ее доброте, желании дружить. Самое главное в характере Ассоль, по мнению учеников, умение видеть в обычном необычное. Это творческая, ранимая натура.

3. Как отец отнесся к мечте Ассоль об алых парусах?

(«Не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых»).

Учащиеся отмечают, что отец не стал разрушать ее мечту, бережно отнесся к ее внутреннему миру.

2-й ряд – 2-я группа «Лонгрен»

1. Найдите слова и выражения, которыми автор выражает переживания Лонгрена после смерти жены . Как это характеризует героя?

(Мертвея, Лонгрен наклонился, потупился и стал крутить ус; стал еще замкнутее и нелюдимее; стал работать, опрокидывал стакан водки; гостей он не выносил; не посещал никого, делал всю домашнюю работу, ничего не покупал в лавке Меннерса).

Ученики отмечают, что переживания Лонгрена автор показывает с помощью глаголов. Мы видим, какие изменения произошли с Лонгреном под ударами судьбы. Он любил Мери и тяжело переживал ее смерть, старался уйти в работу.

Индивидуальная работа ученика к уроку «Значение имени». Ученик рассказывает, что Лонгрен в переводе означает «понурен».

2. Выберите те слова, которыми описано состояние Лонгрена в эпизоде с тонущим Меннерсом. Какова нравственная позиция Лонгрена? Почему он не спас Меннерса?

(Трубка задымилась сильнее, не сказав ни слов, набрав воздуха и глубоко вздохнув, сказал: «Черную игрушку я сделал».

– Она так же просила тебя! Думай об этом пока еще жив, Меннерс, и не забудь!)

Вывод: Лонгрен – сильный человек, он сам дает оценку своему поступку, сам себя осудил, но по-другому поступить он не мог.

3. Как показано отношение отца к Ассоль? Докажите текстом. Сделайте вывод о характере Лонгрена.

(Лонгрен взял расчет, простился с товарищами, хотя к бригу был привязан сильнее, чем иной сын к матери, и стал растить Ассоль. Как только Ассоль научилась ходить, он, поблагодарив соседку, сосредоточил всю свою любовь, помыслы на маленьком существе. Стал делать игрушки и продавал в городские магазины. Это позволяло жить в рамках умеренной экономии. По вечерам он рассказывал ей сказки. Она забавно напевала матросские песни, сидя у отца на коленях).

Вывод учеников: Лонгрен относился к Ассоль с душевной тонкостью, чуткостью. Он вырастил ее в любви.

Учитель предлагает прослушать из аудиохрестоматии к учебнику В.Я.Коровиной фрагмент текста «Любимым развлечением Ассоль…» и ответить на вопрос:

Учитель: Каковы отношения Лонгрена и Асссоль?

На основе прослушанного отрывка ученики делают вывод, что у Лонгрена и Ассоль свой особый мир, мир любвь, взаимопонимания, овеянный сказкой и песней.

– Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок?

Ответы учащихся: Они злые, не умеют общаться.

Учитель обобщает ответы учеников: Музыка – искусство общения. А чувствовать и понимать музыку и литературу способен не каждый, а только человек с красивой душой.

3-й ряд – 3-я группа «Жители Каперны»

1. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность?

(Меннерс держал лавку и считался состоятельным человеком. Соглашался дать денег, но требовал за это любви. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать на помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятьями).

Вывод учащихся: Меннерс – трус. Он не ценит семейных уз, не способен помочь бескорыстно. Своим поведением он вызвал у Лонгрена презрение.

2. Какими изображены жители Каперны?

(Редкий из их способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он, им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал; он поступал иначе, чем они; рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумелого; Ассоль росла без подруг; дети гримасничали, высовывали языки).

Вывод учащихся: Жители Каперны жили в ссорах, в оскорблениях, в сплетнях, в обидах.

Индивидуальное задание «Значение названия» Капер – это пират или разбойник. Он грабит всякого самовольно.

3. Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны?

(Окрики взрослых, пересуды, кривотолки, характер страшного запрета, истерический характер сплетни; швыряли грязью, ел человеческое мясо, делали фальшивые деньги)

Вывод учеников: Жители Каперны жили своей пошлой, грубой жизнью, руководствовались примитивным здравым смыслом, им была чужда чуткость, душевная тонкость семьи Лонгрена.

Учитель: Жители Каперны не понимали жизни семьи Лонгрена. Не случаен вопрос Ассоль: «Почему они нас не любят?» Как на этот вопрос ответил отец?

– Надо уметь любить, а они этого не умеют.

Итоги урока

Учитель: На чем строится гармония в человеческих отношениях?

Ответы учеников: На любви, на взаимопонимании, на умении дружить.

Учитель: Важно какими быть?

Ответы учеников: Добрыми, чуткими, умеющим придти на помощь друг другу.

В конце урока учитель проводит с учащимися рефлексию:

Учитель: Закончите предложения:

  • Сегодня я узнал на уроке……
  • Было интересно узнать……..
  • Было трудно……………..
  • Я выполнял задания……..
  • Я смог……………..
  • Мне захотелось……
  • Меня удивило……

Карта настроений