Предупреждение нарушений письма и формирование предпосылок для овладения грамотой у дошкольников

Разделы: Логопедия


Одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к школе, в том числе к овладению письменной речью. Для этого необходимо знать, что же представляет собой процесс письма, какие существуют нарушения письма (особенно характерные для детей с недостатками речи) и каким образом предупредить возможные трудности, сформировав предпосылки для овладения письмом у дошкольников.

Процесс письма – это сложный психофизиологический процесс, в осуществлении которого участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения. Овладение письменной речью для каждого человека сопряжено с большими или меньшими трудностями. По данным исследователей в последнее время увеличилось количество детей, страдающих дисграфией.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Существует несколько видов дисграфии.

1) Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. Если ребенок смешивает или заменяет в речи один звук другим ( вместо «шуба» – «суба», вместо «рыба» – «лыба» и т.д.), то проговаривая слово при записи, он отражает свое дефектное произношение на письме.

2) Акустическая дисграфия. Ребенок заменяет буквы из-за нарушений фонематического слуха ( вместо «письмо» – «писмо», вместо «любит» – «лубит», вместо «лес» – «лис» и т.д.).

3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слов на слоги и звуки ( вместо « в доме» – «вдоме», вместо «собака» – «сбака» и т.д.).

4) Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Ребенок пишет так, как говорит («козлята – козленки», «много деревов» и т.д.).

5) Оптическая дисграфия. Возникает вследствие недоразвития зрительно-пространственных представлений. Проявляется в неправильном написании букв (вместо вд, вместо пт и т.д.), в том числе в зеркальном письме.

Для предупреждения дисграфии (особенно у детей с недостатками речи) в детском саду должна проводиться работа по следующим направлениям.

1. Формирование психологической базы речи: развитие внимания, слухо-речевой и зрительной памяти, слухового и зрительного восприятия, мышления. Особое значение для овладения письмом и предупреждения оптической дисграфии имеет формирование зрительно-пространственных представлений. Работа проводится поэтапно на протяжении всего дошкольного возраста.

1 этап. Уточнение понятия о латерализации (ориентировка в схеме собственного тела).

2 этап. Ориентировка в помещении.

3 этап. Ориентировка с поворотом на 90ᵒ и 180ᵒ. Формирование умения определять правую и левую части тела человека (куклы), находящегося напротив.

4 этап. Ориентировка на плоскости. Знакомство с понятиями «край листа» (правый, левый, верхний, нижний), «угол листа» (верхний правый, нижний левый и т.д.), «центр листа».

5 этап. Ориентировка на клетке и строке.

2. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Проводится на занятиях по обучению грамоте. Развивая фонематический слух, мы учим детей различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (паронимах): бочка-почка, миска-мишка, забор-собор. Фонематическое восприятие – это искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте. Формируя фонематическое восприятие, мы учим детей определять:

  • наличие или отсутствие звука в слове («Хлопни, если услышишь звук с»);
  • позицию звука в слове (начало, середина, конец слова);
  • последовательность звуков в слове и их количество.

Недостаточная сформированность фонематических процессов может явиться предпосылкой акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

3. Развитие устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи). Осуществляется на занятиях по развитию речи. У детей с недостатками звукопроизношения существует угроза возникновения артикуляторно-акустической, а у детей с несформированностью грамматического строя речи – аграмматической дисграфии.

4. Развитие мелкой моторики, формирование графических навыков и подготовка руки к письму в целях предупреждения моторной дисграфии. Содержание работы включает следующие основные задачи:

А) Развитие подвижности и силы кисти руки.

Примерные упражнения для развития подвижности:

  • пальчиковая гимнастика;
  • пальчиковый, теневой театр, би-ба-бо театр;
  • шнуровка;
  • работа с пуговицами (перебор, расстегивание и др.);
  • игры в «Золушку» и др.

Примерные упражнения для развития силы:

  • сжимание-разжимание резиновых мячей, игрушек;
  • работа с пластилином;
  • отжимание губки (за один раз) поочередно каждой рукой;
  • сминание бумаги (сначала двумя руками, потом правой и левой рукой).

Б) Формируя графо-моторные навыки мы:

  • знакомим детей с направлениями штриховки (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, диагональной штриховкой);
  • знакомим с видами штриховки (сплошная, параллельная частая и редкая, прерывистая);
  • знакомим с трафаретами и шаблонами;
  • рисуем ломаные и изогнутые линии («заборы», «волны», «пружинки», «клубочки»).

Таковы основные направления работы с дошкольниками в целях подготовки их к овладению письмом и профилактики дисграфии.

Литература

  1. Логопедия. – М., 2004. Под ред. Л.С.Волковой.
  2. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
  3. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. М., 2005.