Музыкально-творческий проект "Любимый наш язык"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Мероприятия проекта «Любимый наш язык» были проведены в Детской музыкальной школе №4 г. Саратова в 2010-2011 годах. Участие в подготовке мероприятий обогатило новыми знаниями, идеями и возможностями не только учащихся, но и преподавателей.

Мы лучше узнали друг друга. Обнаружили неожиданные способности и, чем сложнее были задачи, тем интереснее и неожиданней оказалось воплощение.

Креативность подхода к раскрытию тем, по мере возможностей, отражена в Презентации к проекту. Не просто сравнить взгляды композиторов разных эпох и различных дарований на один и тот же Пушкинский текст. Рассказать об особенностях стилей разных композиторов, объяснить оправданность различных музыкальных приёмов богатством поэзии Пушкина.

Неожиданно свежо, прозвучали классические репертуарные пьесы, в сопровождении басен Крылова. Дети, с удовольствием, разыгрывали сценки, готовили костюмы, а выставка рисунков и поделок удивила разнообразием и талантливостью.

К вечеру, посвящённому творчеству Ломоносова готовились, на удивление, тщательно. В школе нашлось много поклонников поэзии Ломоносова, как преподавателей, так и детей. А песни на стихи Ломоносова полюбила вся школа.

При обсуждении итогов, участники проекта пришли к неожиданному, для самих себя, решению: создать новый долгосрочный музыкально-поэтический проект. Познакомить детей и родителей с хорошими, но неизвестными стихами саратовских поэтов. Написать и исполнить романсы и песни на эти стихи. Подготовить творческие вечера силами преподавателей и учащихся школы.

Паспорт проекта

Актуальность проекта. Метод проектного обучения, основанный на развитии активности личности, повсеместно признан полезным и целесообразным. Однако в сфере музыкальной педагогики он используется недостаточно активно.

Представленный проект – одна из моделей совместного творчества учащихся и преподавателей, направленная на развитие не только музыкальных способностей учащихся, но и на улучшение взаимопонимания всех участников процесса обучения: детей, родителей и преподавателей.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009года, Президент России Д. А. Медведев, излагая принципы новой политической стратегии, отметил необходимость преодоления широко распространённых представлений о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто- то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Люди, формирующие личность, приобщающие новое поколение к ценностям отечественной и мировой культуры, обязаны беречь единое культурное пространство страны во всём его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России и при этом всемерно развивать и совершенствовать способы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны.

Президент России приветствовал открытие Всемирного Фестиваля Русского языка.

Об актуальности обращения к изучению Русского языка, во всех аспектах, говорит сам факт проведения Всемирного фестиваля русского языка | MAPRYAL

Фестиваль призван объединить и поддержать всех тех, кто увлечен изучением русского языка, литературы и культуры, кто его преподает и популяризирует. К участию во Всемирном фестивале приглашаются иностранные граждане, владеющие русским языком.

Европейский фестиваль русского языка, Праздники русской словесности в Китае, Великобритании, Италии, Польше подтверждают значимость поставленной задачи.

Впервые Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) при поддержке Фонда «Русский мир» и Министерства образования и науки Российской Федерации проводит в 2010 - 2011 году Всемирный фестиваль русского языка.

Пока мы не перестали понимать язык наших детей, надо включиться в это движение.

В нашем проекте будут использованы разнообразные, порой, оригинальные формы. Современные интерактивные средства позволяют не только знакомиться с материалами фестиваля в Интернете, но и выйти со своими темами на сайт Фестиваля, что активно приветствуется организаторами.

«Любимый наш язык» музыкально-творческий проект. Это совместная учебно-познавательная, творческая, исполнительская деятельность учащихся и преподавателей, организованная на основе лекторской практики. Цель, согласованные методы и способы её достижения, неизбежно, приведут к взаимопониманию и сплочённости коллектива.

Цель проекта − самореализация учащихся в процессе художественно-творческой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Воспитание любви к родному языку у детей и взрослых.
  2. Формирование музыкально-художественного вкуса учащихся в процессе знакомства с лучшими образцами народной и классической музыки, особенностями личности и творчества композиторов и писателей.
  3. Поощрение самостоятельности мышления и внимания к деталям.

Ожидаемые результаты

  1. Творческая активность учащихся ДМШ №4 г. Саратова (литературно-поэтические композиции, рисунки, музыкальные импровизации).
  2. Регулярная концертно-исполнительская деятельность учащихся, воспитывающая сценический опыт (умение концентрироваться, собираться в нужный момент, мобилизоваться в нестандартных ситуациях, проявлять находчивость, импровизировать, чувствовать аудиторию, совершенствовать исполнительское мастерство).
  3. Формирование личностных качеств, без которых невозможна групповая работа:
    • доброжелательные отношения в коллективе;
    • взаимопомощь в работе;
    • обязательность и исполнительность;
    • тщательность и добросовестность в выполнении работы;
    • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, при главном условии проекта − использовании в общении литературного русского языка.

Описание проекта

Вид проекта по содержанию – творческий музыкально-художественный, это совместная работа различных отделов школы.

Вид проекта по характеру контактов между участниками – внутришкольный разновозрастный (это содружество, сотворчество педагогов и учащихся с 1 по 7 класс).

Готовятся три мероприятия, посвящённые поэтам− созидателям русского литературного языка. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Пушкин – каждый на своём историческом этапе, соединили язык народа с языком классической литературы.

Мероприятия приурочены к памятным датам: 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина, 250-летию со дня рождения И.А. Крылова и 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.

1. Пушкинский вечер назван «Только одно стихотворение».

Преподаватель Житомирская М.Д. подготовила рассказ об истории создания стихотворения «Грузинская песня». В воспоминаниях современников сохранилось несколько версий истории создания стихотворения, но все они связаны с именами А.С. Грибоедова и М.В. Глинки. О встрече Пушкина, Грибоедова и Глинки, на которой А.С. Грибоедов, случайно наиграв на фортепиано народную грузинскую песню, заинтересовал ею Пушкина. Естественным на вечере будет знакомство с музыкой Грибоедова. Преподаватель Обшицер О.А. исполнит два вальса Грибоедова.

М. Глинка был первым композитором, написавшим романс на стихи Пушкина

«Грузинская песня» – «Не пой, красавица, при мне…». Музыка романса близка народному напеву, записанному Грибоедовым. Романс прозвучит в исполнении трио бывших выпускниц школы из видеоархива теоретического отдела.

В рассказе о романсах других композиторов, написанных на эти стихи, преподаватель Житомирская и её ученицы Ушакова Ира и Тёмкина Юля отметят, как по-разному композиторы слышат одни и те же слова.

Романс Гедике близок бытовому русскому романсу первой половины 19-го века и прекрасно звучит не только в сопровождении фортепиано, но и в цыганской манере, в сопровождении гитары.

Балакирев написал знойную восточную песню, полную фиоритур и прихотливых распевов.

Романс Римского-Корсакова – напряжённый трагический дуэт певицы и фортепиано, сложное камерное произведение.

Рахманиновский романс – идеально красивая, свободно льющаяся, меняющая настроения, по авторской воле, мелодия, сопровождаемая божественной партией фортепиано.

Романсы прозвучат в исполнении преподавателя Макаровой Т.В. в сопровождении ученицы преподавателя Житомирской Юдиной Тани и преподавателя Худошиной М.Ю. Преподаватель Житомирская подготовила переложения романсов для меццо- сопрано, так как вокалисток с высоким голосом в школе нет.

На вечере будут использованы аудио и видео фрагменты. Аппаратурой будет заниматься Прозорова О.Ю. с помощью Ушаковой Иры.

Цель мероприятия: воспитание любовного интереса к художественному слову и музыкальным образам, связанным с ним.

2. Классный час преподавателя Крашенинниковой Т.И. « Кто ты, дедушка Крылов?»

Будет проведён в СОШ посёлка Сторожовка, так как ученики этого большого фортепианного класса живут в этом посёлке.

Преподаватель готовит небольшой рассказ о творчестве И.А. Крылова и связывает образы басен автора с недостатками и пороками наших современников, приближая к детям слова двухсотлетней давности.

Дети учат знаменитые басни, разыгрывают их в лицах. Вместе с родителями, готовят костюмы, рисуют образы басен Крылова, делают оригинальные поделки.

Для музыкального сопровождения преподаватель выбрала классические пьесы из школьного репертуара. Прозвучат они в исполнении самой Т.И. Крашенинниковой.

Родители и дети подготовят сладкий стол. Дети будут играть, отгадывать загадки, танцевать.

Цель мероприятия – сделать произведения писателя 18-го, начала 19-го века близкими и современными. Организовать творческое общение детей и родителей класса. Способствовать раскрепощению детей.

3. Школьное мероприятие «Я знак бессмертия себе воздвигнул» посвящено литературному творчеству М.В. Ломоносова.

Ответственная за проведение преподаватель теоретического отдела О.Ю. Прозорова.

В подготовке мероприятия заняты преподаватели и учащиеся разных отделов.

Биографическую справку готовит Голубева Света. Она и учащиеся Дубровский Костя, Бирюкова Карина, Прозорова Вика, Аблова Олеся, Горелова Ксения прочтут стихи и оды Ломоносова.

Для знакомства с языком, с детства знакомым Ломоносову, ансамбль преподавателей и детей в составе: Худошиной М.Ю.,Прозоровой О.Ю., Магнусовой Н.В., Макаровой Т.В., Шафранович Юли, Казначеева Алина, Пивоварова Наталия и др. исполнит старинные духовные распевы на старославянском языке. Прозвучат псалмы №42 « Не имамы иныя помощи» и №54 «Молитву пролию ко Господу».

Старшая группа фольклорного ансамбля под управлением Скорняковой Ю.Н. исполнит «Скоморошину» 18-го века Архангельского края. Скорнякова Ю.Н. расскажет об особенностях этой музыки.

Видеорядом будут памятные места Ломоносова в России и за рубежом. Найдены образцы исполнения музыки роговым оркестром, столь любимым Ломоносовым.

Прозвучат образцы барочной музыки, знакомой Ломоносову.

Преподаватели Житомирская М.Д. и Худошина М.Ю., в целях эксперимента, написали по две песни на стихи Ломоносова «Кузнечик», «Мышь», «Муравей» и «Мухи». Исполнит цикл Т.В. Макарова в сопровождении М.Ю. Худошиной.

Техническую помощь будет осуществлять концертмейстер Дельдина Е.С.

Цель мероприятия – приблизить поэзию Ломоносова к слушателям, научить ценить красоту языка, подтолкнуть детей к изучению старинных форм и оборотов русского языка, в конечном случае к развитию творческих способностей.

Сроки реализации. Вид проекта по продолжительности - многоступенчатый долгосрочный с двухгодичным циклом.

Начало реализации проекта − январь 2010 года.

Оформление проекта использование личных и школьных мультимедийных возможностей.

Идеи презентации проекта – объединение наиболее интересных фрагментов всех мероприятий в один мультимедийный видеоряд.

Перспективы реализации проекта – постепенное расширение круга заинтересованных участников для работы над новыми подобными и более сложными проектами.

Оценка результатов проекта − организация «Круглого стола» для участников и заинтересованных лиц.