Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


В познавательной деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Младенческий возраст наиболее благоприятен для развития ощущения, ранний возраст – для речевого развития, дошкольный возраст – для развития восприятия [5].

Младший же школьный возраст является сензитивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике [4].

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения [1]. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения.

Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина “Изобразительное искусство” реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей – развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков.

Анализ рабочих программ по изобразительному искусству отдельных авторов (например, рабочей программы Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” для учащихся начального звена) позволяет увидеть, посредством каких возможностей осуществляется развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства.

Так, развивающему эффекту на уроках ИЗО способствует наличие в учебной программе отдельных тем, целями которых, как раз таки, является развитие творческого воображения школьников. В рамках рабочей программы по изобразительному искусству во 2 классе среди них можно выделить следующие:

  • “Для художника любой материал может стать выразительным”, когда учащиеся, познакомившись на предыдущих уроках с выразительными возможностями различных материалов, создают собственный образ ночного праздничного города;
  • “Изображение и фантазия”, когда учащимся по воображению предлагается создать изображение сказочного, несуществующего животного путем объединения воедино элементов животных и растений;
  • “Постройка и фантазия” – учащимся дается задание создать по воображению фантастические здания с последующим объединением их в фантастический город – и другие темы.

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно добиться также путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения.

Как и любой другой урок, урок изобразительного искусства реализуется посредством целого ряда методов и приемов обучения. С помощью словесных методов (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) учитель излагает и объясняет учебный материал, ставит перед обучаемыми проблему и указывает пути ее решения, вызывает в сознании детей яркие образы; на основе наглядных методов (иллюстрация и демонстрация) педагог знакомит учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде; посредством практических методов (упражнение, лабораторные работы, практические работы) достигается практическая отработка определенных навыков и умений учащихся в рамках учебного предмета.

Однако, перечисленные методы направлены, в первую очередь, на усвоение знаний учащимися и формирование у них определенного комплекса навыков и умений. Посредством этих методов, в основном, развивается репродуктивное воображение школьников.

Согласно известной классификации, предложенной М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, основанной на делении методов по уровню включения учащихся в продуктивную (творческую) деятельность, перечисленные традиционные методы обучения являются объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами (когда учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти, а после воспроизводят по заранее запланированному алгоритму) [6].

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Это достигается, в первую очередь, посредством использования исследовательского, эвристического метода, а также метода проблемного изложения материала.

  • Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы.

Так, например, в 4 классе на уроке изобразительного искусства по теме “Деревня. Деревянный мир. Гармония жилья с природой” учащимся можно предложить следующую проблемную ситуацию: в деревне все улицы без названий, дома всех жителей одинаковые деревянные. Что можно предпринять, чтобы приезжающие в деревню гости с легкостью определяли, кто где живет (учащихся необходимо подвести к мысли о том, что в элементах украшения домов можно выразить интересы, склонности, направления трудовой деятельности жителей деревни).

  • Частично-поисковый, или эвристический метод получил такое название, т.к. ученики не всегда могут решить сложную проблему самостоятельно и поэтому часть знаний сообщает им учитель, а часть они добывают сами. Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания.

В качестве примера применения данного метода на уроках изобразительного искусства можно предложить работу по следующему алгоритму: на первом этапе учащиеся получают представление о каком-то предмете (например, животном – зайце) – с помощью учителя устанавливают его отличительное особенности, внешний вид, форму, цвет; на втором этапе самостоятельно определяют алгоритм его рисования – размещают в правильной последовательности изображенные на доске этапы рисования, заполняют пропуски в последовательности и т.д.

  • Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса, приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.

Так, на уроках изобразительного искусства во 2 классе, знакомясь с разнообразием цветовой гаммы, школьникам дается задание определить, каким образом создается тот или иной цвет. Для этого учащимся предлагается провести небольшое исследование на уроке – с помощью смешения определенных красок в разных сочетаниях, и сделать соответствующие выводы.

Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.

Большое внимание учитель должен уделять также жанру уроков изобразительного искусства. В отличие от большинства других, уроки ИЗО могут проводиться в разных жанрах: урок – путешествие, урок – прогулка, урок – спектакль, урока – викторина, урок – импровизация, урок – репортаж из музея, с выставки, урок – панорама и т.д. На уроках можно осуществлять взаимосвязь с музыкой, литературой, историей, трудом, т.е. проводить интегрированные уроки искусства.

Примеры проведения уроков:

Урок – прогулка/путешествие. На данном уроке проводится прогулка, экскурсия по знаменитым местам, в ходе которой рассматривается архитектура, скульптура, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во время прогулки/путешествия ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы), или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям.

Примером такого урока может быть урок – экскурсия в 4 классе по родным местам с целью изучения элементов архитектуры, знакомства с культурным наследием нашего народа. На уроке учащиеся знакомятся с памятниками деревянного зодчества, которые отличаются наличием интересных деталей и фрагментов построек. По ходу экскурсии ребята выполняют зарисовки и наброски наиболее понравившихся элементов.

Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Данный вид урока подходит для более старшего возраста, т.к. требует от ребят определенной самостоятельности, хорошего уровня речевого развития и других общеучебных умений.

Урок – панорама. Этот урок проходит как изучение, исследование заготовленных учителем репродукций картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся.

Ярким примером такого урока может быть урок по теме “Пейзаж родной земли” в 4 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия “Пейзажная живопись”.

Урок – игра. Здесь учащимся в игровой форме предоставляется возможность побыть дизайнерами, художниками – оформителями при изучении нового материала.

Так, например, в 3 классе дети могут создавать рисунок штор, обоев, рисунок на посуде для своего дома (в рамках темы “Обои и шторы в твоем доме”, “Посуда у тебя дома”).

Уроки – знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, аппликация, граттография, витраж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

Урок – викторина. На таком уроке учащиеся индивидуально, или разделившись на команды, показывают свои знания в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Ребята отвечают на вопросы, подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а также могут сами задавать заранее самостоятельно подготовленные вопросы.

Подобный урок можно проводить в любом классе как итоговый урок по пройденной теме.

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно достигнуть, применяя разнообразные современные технологии обучения [7]:

  1. Обучение в сотрудничестве, групповая форма организации обучения. При групповой форме организации учебной деятельности класс на уроке делится на группы (пары, подгруппы); каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
  2. Примером коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства может быть создание коллективного панно (например, во 2 классе на тему “Город, в котором мы живем”, используя технику коллажа), разработка в малой группе образа необычного животного и т.д.
    Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

  3. Игровые технологии. Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Им трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. В этом случае на помощь учителю приходит дидактическая игра.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. При этом под активными методами обучения понимается такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах [2].

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто верней и быстрей?”, “Не зевать! Отвечать сразу!” Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов [2]:

  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Дидактическая игра на уроке повышает интерес учащихся, позволяет пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, благотворно влияет на эмоциональное состояние школьников.

Для развития творческого воображения существует множество дидактических игр, среди них необходимо отметить дидактические игры “Пифагор”, “Мозаика”, “Волшебные кляксы”, “Волшебные пальчики”, “Перевертыши”, “Дорисуй картинку”, “Рисуем настроение”, “Охотники”, “Симметрия” и другие (описание некоторых дидактических игр представлено в Приложении №1.).

3) Информационные компьютерные технологии. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) на уроках изобразительного искусства становятся новым средством художественно-творческого развития учащихся. Внедрение в учебный процесс данных технологий позволяет решить сразу несколько задач:

– уроки с применением аудиовизуального ряда повышают интерес учащихся к предмету;
– посредством использования аудиовизуальной аппаратуры обеспечивается реализация дидактического принципа наглядности в обучении (это более актуально в тех школах, где ресурсное обеспечение учебного процесса по предмету ИЗО на низком уровне – отсутствуют репродукции, таблицы или низок уровень их качества);
– уроки становятся динамичными, задействуются все системы восприятия, в результате повышается эффективность усвоения материала;
– интерактивные элементы обучения позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту.

Знакомство детей с картинами великих художников можно сопровождать прослушиванием классической музыки, возможна организация уроков рисования на тему под музыкальное сопровождение и т.д. На современном этапе технического развития для учащихся возможно организовать виртуальную экскурсию по музею, осуществить экскурсию по залам Третьяковской галереи или Эрмитажу, не выходя из класса.

4) Проектные методы обучения. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе. По доминирующей деятельности различаются исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и т.д. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета, например, ИЗО) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов – предметов искусства: музыки, ИЗО, литературы). По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему).

В качестве примера использования метода проектов на уроках изобразительного искусства можно представить урок в среднем звене по теме: “Плакат и шрифты”. Учащимся дается задание разработать плакат по определенной тематике (например, на тему “Здоровье”, “Спорт и здоровье”, “Личная гигиена”) и, используя разные вырезки из газет и журналов, оформить его, и в последующем защитить.

Таким образом, обобщая выше изложенный материал, необходимо отметить, что учитель на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.

Каждый учитель сам выбирает программу, по которой он будет работать. Любая рабочая программа по изобразительному искусству (программы Кузина В.С., Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Копцевой Т.А. и др.), как показывает их анализ, предполагает развитие воображения школьников посредством специальной организации учебной работы на уроке. Однако, этого не всегда достаточно для развития творческого воображения учащихся. Зачастую оно нуждается в дополнительной тренировке, развивающей работе.

Особенно в дополнительной работе по развитию творческого воображения нуждаются школьники с низкими показателями развития данного познавательного процесса.

В научной литературе существует множество разнообразных диагностических методик (вербальных и невербальных) для исследования уровня развития воображения (в Приложении №2. представлен ряд психодиагностических методик для исследования воображения школьников). Некоторыми из предлагаемых методик может воспользоваться и педагог на уроках изобразительного искусства для изучения особенностей воображения младших школьников. Несомненно, включение в урок специальных заданий по развитию воображения полезно для каждого ученика, однако, в большем внимании со стороны учителя нуждаются, все-таки, школьники с низким уровнем развития воображения. Знание педагогом особенностей развития познавательной сферы учащихся, в том числе такого процесса как воображение, позволит учителю реализовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к школьникам во время урока.

Анализ одной из распространенных в образовательных учреждениях рабочей программы Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” показал следующее:

– в данной рабочей программе имеются отдельные темы, задачей которых является развитие творческого воображения школьников;
– кроме этого, программа предполагает реализацию ряда методических приемов, способствующих творческому развитию школьников: деловые игры на уроках, коллективное творчество, работа в парах и подгруппах, проведение уроков разных жанров: уроков – прогулок, экскурсий, выставок и т.д.;
– в программе имеются уроки, главной задачей которых является работа над воссоздающим (репродуктивным) воображением. Это уроки обучения детей конкретным способам рисования, получения определенных знаний в рамках предмета и т.д., в связи с чем, и возникает объективная необходимость создания системы дополнительной работы над развитием творческого воображения учащихся на уроках изобразительного искусства.

Решение данного вопроса видится в разработке программы по включению в урок дополнительных заданий, развивающих творческое воображение младших школьников (Пример Программы развития творческого воображения для учащихся 2 класса представлен в Приложении №3).

Предлагаемая программа разработана на основе обобщения опыта работы учителя по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в ГООУ “Санаторная школа – интернат №4” г. Ухта Республики Коми.

Целью программы является: развитие творческого воображения учащихся начального звена.

Описываемая программа адресована учащимся начального звена, т.к. младший школьный возраст является сензетивным для развития воображения.

Программа предполагает включение развивающих заданий в те уроки, на которых рабочей программой (“Изобразительное искусство” Неменского Б.М.) не предусмотрено специальной работы по развитию творческого воображения.

Включаемые в урок задания представлены в виде дидактических игр и творческих заданий. Данные формы работы с учащимися повышают их интерес к учебному процессу, делают школьника активным участником образовательного процесса, предоставляют возможность работать в группе.

Развивающие воображение задания могут включаться в начале урока (в этом случае имеют характер подготовительной работы к основной деятельности на уроке, разминочный характер), в конце урока (в этой ситуации носят обобщающий характер, дают возможность достичь наивысшего уровня развития воображения – творческого воображения), а могут быть даны в качестве домашнего задания.

Все развивающие воображение задания в рамках программы подбирались с учетом тематики урока, в связи с чем, не выбиваются из общей направленности урока, дополняют его, являются его логическим продолжением. Учитывались возрастные особенности младших школьников, а также особенности развития интеллектуальной сферы воспитанников ОУ.

Реализуемая дополнительная развивающая работа над творческим воображением школьников из года в год дает положительные результаты. Учащиеся образовательного упреждения регулярно становятся победителями разнообразных конкурсов по изобразительному искусству, проводимых городом, республикой, Россией.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., Союз, 1997.
  2. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.
  5. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2000.
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 1998.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование, 1998.