Дидактическое пособие "Чудесное дерево"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Для повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими речевыми нарушения, педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения было разработано дидактическое пособие «Чудесное дерево».

Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времен года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы по картине, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.

Дидактическое пособие «Чудесное дерево» может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, фронтальных логопедических занятиях, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. Оно прекрасно подходит для обыгрывания различных сюжетов, а также служит прекрасным фоном для показа мини-спектаклей с использованием разных видов настольных театров.

Данное пособие представляет собой панно из лент-липучек разного цвета, на котором изображено дерево, река, небо и земля. Дополнительно к пособию изготовлены атрибуты на липучках: изображения животных, птиц, насекомых, листья желтого и зеленого цвета, снежинки, тучи, облака, льдинки, сугробы, цветы, ягоды, домики, сказочные герои.

С помощью атрибутов дерево можно изменить в соответствии с определенным временем года, или, добавив сказочных героев и другие детали, оказаться в сказке.

Одним из вариантов работы с данным пособием является игра «Что я знаю об этом времени года». Ребенку предлагается «нарисовать» картину, соответствующую какому-либо времени года. Для этого он подбирает необходимые атрибуты и прикрепляет их на панно. Может получиться осенняя (рисунок 1), зимняя (рисунок 2), весенняя (рисунок 3) или летняя (рисунок 4) картина. Далее можно предложить ребенку составить небольшие предложения или описательный рассказ по «нарисованной» картине, то есть рассказать, почему, например, он выбрал листочки или снежинки, на реке есть или нет льдинок, в небе плывут облака или тучи.

Осень Зима
Рисунок 1 Рисунок 2
Весна Лето
Рисунок 3 Рисунок 4

Приведем примеры некоторых дидактических игр для пособия:

1. «Кто как передвигается?»

Цель: классификация предметов по способу передвижения.

Из изображений, прикрепленных к панно, найти тех, кто летает, ползает, прыгает.

2. «Чего не стало?»

Цель: практическое употребление падежных конструкций.

Взрослый убирает с панно один предмет и предлагает назвать, чего не стало.

Не стало: облачка, птички, бабочки, медведя.

3. «Назови ласково».

Цель: формирование навыка образования уменьшительной формы существительных и прилагательных.

Птица – птичка, туча – тучка, дерево – деревце, дом – домик.

Серая туча – серенькая тучка, низкое дерево – низенькое деревце, красивый дом – красивенький домик.

4. «Один-много».

Цель: развивать навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.

Река – реки, облако – облака, дерево – деревья, заяц – зайцы.

5. «Посчитаем».

Цель: развивать навык согласования существительного и числительного, прилагательных, существительных и числительных.

1 птичка – 2 птички – 3 птички – 4 птички – 5 птичек.

1 разноцветная бабочка – 2 разноцветные бабочки – 3 разноцветные бабочки – 4 разноцветные бабочки – 5 разноцветных бабочек.

6. «Какой (какая, какое, какие)?»

Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.

Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету.

Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая.

Река – спокойная, глубокая, мелкая, мутная, быстрая, горная, прозрачная.

7. «Опиши действие».

Цель: практическое употребление приставочных глаголов.

Птичка – к дереву подлетела, от дерева улетела, с ветки слетела, из куста вылетела.

8. «Раздели слово на слоги».

Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.

Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога.

Один слог: дом, куст, лист.

Два слога: река, туча, трава, листья, ветка, цветы.

Три слога: дерево, облака, снежинки, ягоды, бабочка, радуга.

Четыре слога: гусеница.

9. «Что где?»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

На панно расположены предметы. Детям предлагается назвать, где они находятся.

Бабочка слева от куста, медведь справа от белочки, птичка над зайчиком, зайчик под кустиком.

10. Составление сказок, обыгрывание различных сюжетов.

Данное пособие можно использовать и для составления творческих рассказов, сказок, обыгрывания различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, медведь зимой гуляет по лесу (Он проснулся, чтобы увидеть снег и встретить Новый год. Как же он будет к нему готовиться?) или обыграть сказку «Теремок», «Лиса и заяц» и т.д.

При составлении картины ребенку многократно приходиться прикреплять и снимать атрибуты, что способствует развитию сенсорных ощущений и мелкой моторики, стимулирует развитие речи и творческие способности детей.

Применение данного пособия повышает интерес детей к занятиям, развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.