Урок-игра "Азбука профориентации" для 6–7-х классов

Разделы: Технология


Цели урока:

  • стимулирование интереса учащихся к миру профессий;
  • привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути;
  • закрепление навыков использования MS Office PowerPoint 2003.

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать профессии с точки зрения гарантии трудоустройства. Провести конкурс: “Угадай профессию”.
  2. Определить классификацию профессий по предмету труда. Провести конкурс: “Типы профессий по предмету труда”.
  3. Показать многообразие мира профессий. Провести конкурс: “Много ли вы знаете профессий?”.
  4. Выявить основные аспекты выбора профессии.
  5. Провести конкурс презентаций “Профессии моих родителей” с помощью MS Office PowerPoint 2003.
  6. Ознакомить с рабочими профессиями, востребованными на рынке труда Самарской области.

Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, памятка: как выбрать профессию, презентация профессий с точки зрения гарантии трудоустройства, презентации рабочих профессий и учебных заведений среднего профессионального Самарской области.

Подготовка к уроку: заранее провести конкурс презентаций “Профессии моих родителей”. Подготовиться к конкурсу “Презентация необычных профессий”.

Слово учителя. Вступление.

Выходят ведущие.

1 ведущий: Здравствуйте, мы очень рады, что сегодня будем говорить о мире профессий, а также поучаствуем в интересных конкурсах.

2 ведущий: Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В. В. Маяковского:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего надо хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более 60 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются.

1 ведущий: Все профессии с точки зрения гарантии трудоустройства можно классифицировать следующим образом: “вечные”; “сквозные”; “дефицитные”; “перспективные”; “свободные” (презентация: характеристика профессий с точки зрения гарантии трудоустройства).

1. Конкурс: “Угадай профессию. Профессии с точки зрения гарантии трудоустройства”.

Сейчас ребята расскажут нам четверостишья о профессиях, которые они выучили, команды определяют к какому классу профессий с точки зрения гарантии трудоустройства их можно отнести.

ПОВАР

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

СТОЛЯР

Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.

ВЕТЕРИНАР

Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар –
Перевяжет, даст микстуру.

ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

ФЕРМЕР

Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства –
Знает каждый из ребят.

ПОЖАРНЫЙ

Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, – это точно.

МУЗЫКАНТ

Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.

УЧЕНЫЙ

В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.

СПАСАТЕЛЬ

Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать – работа для мужчин.

Итоги конкурса. Вечные профессии: ветеринар, парикмахер, фермер, пожарный; сквозная: столяр; свободные: повар, художник, музыкант; перспективная: ученый; дефицитная: спасатель.

2 ведущий: В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):

1. "Человек – живая природа" (П)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. "Человек – техника" (и неживая природа) (Т)

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

Тип "Человек – техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. "Человек – человек" (Ч)

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

К профессиям типа "Человек – человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек – знаковая система" (3)

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Тип "Человек – знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. "Человек – художественный образ" (X)

Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий.

К типу "Человек – художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

2. Конкурс: “Типы профессий по предмету труда ”.

1 ведущий: Задание конкурса состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

(В тексте профессии распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны определить, к какому типу относится названная профессия.)

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. “Человек – художественный образ”: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2. “Человек – природа”: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.

3.“Человек – техника”: электромонтер, машинист экскаватора, железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист

– рулевой, бортинженер, пилот.

4. “Человек – человек”: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5. “Человек – знаковая система”: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

3. Конкурс.

2 ведущий: Теперь давайте узнаем “Много ли вы знаете профессий?” Участники каждой команды по очереди называют одну профессию, связанную со съёмками кинофильма. Та команда, которая назовёт больше профессий, выигрывает (см. приложение).

4. Презентация и беседа: “Правила выбора профессии”. Памятка: как выбрать профессию.

1 ведущий: молодцы, ребята! А теперь давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы правильно выбрать профессию? (Ученики предлагают свои варианты.)

Для того чтобы найти идеальную работу, нужно ясно представлять, какой она должна быть. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • В какой сфере я хочу работать?
  • Мне больше нравится руководить или подчиняться?
  • Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
  • Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
  • Чего я хочу от работы – стабильности, карьерного роста или творческой реализации?
  • На что я буду тратить заработанные деньги?

5. Конкурс (домашнее задание). Презентация необычных профессий.

2 ведущий: А теперь давайте послушаем ребят, которые приготовили нам сообщения об интересных и редких профессиях (см. приложение).

Ученикам заранее даётся задание найти и составить краткое описание необычной профессии.

6. Итоги конкурса презентаций “Профессии моих родителей”.

7. Игра: “Конкурс пантомим”.

1 ведущий: А давайте поиграем в конкурс пантомим! Я буду называть вам профессию, а вы постараетесь без звуков изобразить представителя этой профессии.

Профессии:

повар
постовой
музыкант
балерина
художник
водитель
охранник
журналист
строитель

8. Просмотр презентаций рабочих профессий и учебных заведений среднего профессионального образования города. В это время жюри подводит итоги конкурсов.

2 ведущий: – Вот и подошел к концу наш урок по профессиональному самоопределению: “Азбука профориентации”. А что думаете вы о выборе профессии. Поговорите на эту тему со своими родителями, узнайте, как они выбрали свою профессию. И в итоге, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак. И ответы на эти вопросы каждый из вас должен найти сам.

9. Заключение.

Подведение итогов, награждение победителей, раздача памяток “Как выбрать профессию”, домашнее задание – беседа с родителями о том, как они выбирали профессию.

Приложение