Формирование навыков связной повествовательной речи на материале текста цепной структуры "Хлеб" по К.Д. Ушинскому

Разделы: Логопедия


Цель: Сформировать навыки относительно длительного монологического высказывания.

Задачи:

  1. Учить строить картинно-графический план.
  2. Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
  3. Работать над семантикой слов: имён существительных и глаголов.
  4. Развивать дикцию на примере скороговорок.
  5. Развивать зрительное внимание.
  6. Развивать линейную память до 7 единиц.

Лексический материал:

1.Текст рассказа “Откуда берётся хлеб ” (по К.Д. Ушинскому “Хлеб”):

Хлеб выпекают из теста. Тесто месят из муки.

Муку молят из хлебных зёрен. Хлебные зёрна созревают в колосьях. Колосья растут на полях. На полях трудятся люди.

Люди выращивают хлеб.

2. Загадки про хлеб:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Сначала он в поле большом колосится,
Потом он в амбаре крестьянском хранится.
Затем он в пекарне печётся
И мягким, душистым на стол подаётся.

3.Словарь:

выпекать – хорошо испечь, пропечь,

колосья - растения, из зёрен которых делают муку для приготовления хлеба (из ржи – ржаной чёрный хлеб, из пшеницы – пшеничный белый).

месить – мять, разминать, перемешивать,

молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку,

(Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньева.Том 1-4.

Изд-во “Русский язык”, 1981г.)

4. Слова, сложные по семантике.

слова Объяснение по толковому словарю Методика работы на уроке
Выпекают хорошо испечь, пропечь Словесное толкование: пекут в печи
Месят мять, разминать, перемешивать, Наглядная демонстрация: логопед, разминая кусок теста, объясняет семантику слова месят: мять, разминать, перемешивать
Молят дробить, размельчать зерно, превращая в муку Подбор синонимов: Крошить, делать мелким
колосьев растений, из зёрен которых делают муку Наглядная демонстрация колосьев пшеницы ( или показ предметной картинки с изображением колосьев)

5. Слова сложной слоговой структуры.

слова Слоговая структура Методика работы на занятиях
хлебные 3-х сложное со стечением согласных Метод наращивания слова:

Хлеб

Хлеб-ны

Хлеб-ны-е

Созревают 4-х сложное со стечением согласных и с закрытым слогом называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, определяем место стечения согласных, делим слово на слоги, проговариваем и записываем по слогам.
Выращивают 5-ти сложное с закрытым слогом называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, делим слово на слоги, записываем по слогам.
    1. Текст скороговорки:

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Оборудование:

1. Набор предметных картинок для построения картинно–графического рассказа.

2. Планшет–схема для построения картинно–графического рассказа.

3. Колосья, баранки для объяснения семантики слов.

4. Слова-глаголы на карточках.

5. Карточки для индивидуальной работы по развитию зрительного внимания.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Посмотрите, всё ли готово к нашему занятию, и тихо сядьте.

2. Угадывание детьми темы рассказа.

Логопед: Найдем самого внимательного и догадливого из вас.

Тот, кто отгадает загадку, сразу узнает, о чём сегодня будет рассказ.

(см. лексич. материал п.2).

Правильно, это хлеб.

Сегодня я расскажу вам, откуда берётся хлеб.

3. Знакомство с текстом рассказа.

Логопед раскладывает перед детьми картинки.

Инструкция: ” Слушайте рассказ, смотрите на картинки и думайте, какие картинки подойдут к какому предложению.” (Логопед читает рассказ, см. лексич. материал п.1).

4. Знакомство детей с наглядной смысловой программой текста,

которая представлена в виде картинно-графической схемы.

Инструкция: ” Мы будем строить план нашего рассказа. Каждое предложение будем записывать схемой. В каждой схеме будет по 3 элемента:

1 – картинка, обозначающая слово-предмет,

2 – синяя стрелка, обозначающая слово-действие,

3 – картинка, обозначающая слово-предмет”.

Логопед: Вспомните, о чём говорилось в 1-ом предложении.

Какие картинки понадобятся нам для построения 1-го предложения?

Ребёнок : Картинка с изображением хлеба.

Логопед: Из чего хлеб выпекают?

Ребёнок: Из теста.

Логопед: Ставь эти картинки (хлеб, тесто) на доску.

Что означает слово выпекают? (см. лексич. материал п.3).

Вместо слова выпекают поставим синюю стрелку, обозначая слово- действие.

(Аналогично записывается каждое предложение рассказа. В итоге работы на данном этапе построен картинно-графический план).

5. Знакомство с правилами смысловой связи.

Логопед экраном загораживает картинно-графический план

(кроме 1 и 2 предложения).

Инструкция: ”Найдите картинки, которые помогают дружить предложениям. Мы соединяем их красной стрелкой” (в 1 и 2 предложениях это картинка тесто).

Для закрепления правила логопед предлагает зрительный образ:

“Соедините пальчики двух рук, как соединяются звенья в цепи.

Так и предложения соединяются между собой в рассказе”.

(Аналогично соединяем красными стрелками последнюю картинку каждого предложения с первой картинкой следующего предложения).

6.Пересказ рассказа каждым ребёнком с опорой на картинно-графический план.

Логопед: А теперь каждый из вас, используя построенный нами план, постарается вспомнить и рассказать весь рассказ.

7.Итог.

Логопед: Чему научились сегодня на занятии?

Дети:

  • научились составлять предложения по картинкам,
  • узнали, как подружить предложения,
  • научились составлять рассказ по плану,
  • узнали о том, откуда берётся хлеб.

Логопед: домашнее задание – повторить рассказ так, чтобы окружающие с интересом вас слушали.

Картинно-графический план.