Урок русского языка "Собственные имена существительные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: закрепление знаний об именах собственных, развитие умения делать выводы, анализировать, прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: куклы бабки, деда, колобка, зайца, волка, лисицы; медведя; рисунки к сказке «Колобок»; аудиозапись сказок «Золушка», «Дюймовочка», «Колобок».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Индивидуальная работа у доски

1) На доске запись:

ВА,  МА,  ТЯ,  ЛЯ,  ША,    ПЕ,  СА,  МИ

Составить в 1-м столбике имена девочек, во втором – имена мальчиков. (Маша, Валя, Петя, Саша, Митя, Миша)

2) Вставить буквы и подобрать подходящие клички животным.

РОВА                 МУРЗИК
ЗА                      ГОГОША
ГУСЬ                       БУРЕНКА

КО                        БОДУНЬЯ

3) На доске слова: ПУШИСТАЯ, БЕЛКА, ЖОРА, КОЛЮЧИЙ, ЗИНКА, ЁЖ

Собрать правильные словосочетания, подчеркнуть слово, которое не переносится  (Пушистая белка Зинка, колючий еж  Жора).

III. Чистописание

Ззз    за    зт   зе   зя   зу   зы   с   к   з   а   к   и    

Учитель: Что знаете об этой букве?

Ученик 1: Это согласная буква, ею на письме обозначаются 2 звука [з] и  []; это парные глухие звуки, пара им  [с] и [].

Учитель: Как бы вы сгруппировали  сочетание  букв?

Ученик 1:  В первую группу слоги, а во вторую   зт – это не слог, там нет гласной.

Ученик 2: Я бы выделил в первую группу  с  [з]: за, зт, зу, зы, а во вторую –  с [] – зе, зя.

Учитель: Запишите все эти сочетания букв. А какое слово рассыпалось?

Ученик: Слово сказки.

Учитель: Мы сегодня будем путешествовать в стране сказок. Вам нужно прослушать отрывок из сказки и назвать эту сказку.

Звучат аудиозаписи  сказок «Золушка», «Дюймовочка», «Колобок». Дети угадывают названия сказок.

Ученики: Это «Золушка», «Дюймовочка» и «Колобок».

Учитель: Молодцы. Что это за слова, как мы их запишем?

Ученик: Это имена собственные, пишем их с большой буквы и берем в кавычки – это названия сказок.

Учитель: А как вы думаете, какая будет тема урока?

Ученик: Имена собственные.

Учитель: Запишите самостоятельно названия этих сказок и проверьте, правильно ли записали.

(На доске запись: «Золушка», «Дюймовочка» , «Колобок»).

Учитель: А как бы вы сгруппировали эти названия сказок?

Ученик 1: «Золушка» и  «Дюймовочка»  в  первую группу, так как это существительные женского рода,  «Колобок» – во вторую группу, так как это существительное мужского рода.

Ученик 2: Я бы тоже названия сказок  «Золушка» и  «Дюймовочка» поместил бы в первую группу, так как они о девочках, а «Колобок» – во вторую группу, он о круглом хлебушке.

Ученик 3: А еще «Колобок» – это русская народная сказка, а две другие – авторские.

Учитель: Мы с вами много работали с русскими народными сказками, ставили их в кукольном театре, выступали перед малышами. Все сказки учат мудрости, честности, доброте. Попробуем пересказать сказку «Колобок» по-своему. Оживим её именами собственными.

На доске рисунок деревни на берегу озера и запись:

В деревне  _______ на берегу  озера  __________ жили  дед  (на доске ребус – в букве А стоит  «ня» (Ваня), в букве И стоит «тя» (Витя) и баба  (на доске ребус – в букве А стоит «ля» (Валя), в букве А   стоит «ся» (Вася).

Учитель: Посмотрите на запись, что вы о ней можете сказать?

Ученик: Это предложение, там пропущены названия деревни и озера.

Учитель: А что общего в этих  двух словах?

Ученик 1: Это имена собственные и  географические названия. Они пишутся с большой буквы.

Ученик 2: А еще в ребусах спрятаны имена деда и бабки.

Учитель: Давайте подберем название деревни.

Ученики: Высокая, Тихая, Далёкая  и т.д.

Учитель: Запишите начало предложения и допишите свой вариант названия деревни.

Учитель: Теперь давайте подберем название озера.

Ученики: Голубое, Лесное, Широкое и т.д..

Учитель: Продолжите предложение, вставив название озера «Широкое». Подчеркните орфограммы в именах собственных.

Проверка.

Учитель: Продолжим работу на предложением.

Ученик 1: Имена деда и бабы спрятаны в ребусах. Нужно их отгадать.

Ученик 2: Там два имени: Ваня и Витя. Одно может  быть именем, другое – отчеством.

Учитель: А от обоих имен можно образовать отчество?

Ученик: Да, потому что это два мужских имени. Можно деда назвать Иван Викторович или Виктор Иванович.

Ученики: А бабушку назовём Валя, отчество от имени  Вася – Васильевна. Имя Вася может быть и женским. Получилось Валентина Васильевна. Это имена собственные, пишем их с большой буквы.

(Учитель выписывает имена на доске).

Учитель: Закончите предложение, вписав имена деда и бабы, если сможете,  запишите самостоятельно, по памяти, а потом проверьте.

(Далее учитель использует кукол деда, бабки и животных).

Учитель: Испекла бабушка деду колобок и дала ему имя. Угадайте, какое. В  нём 3 буквы.  Первая буква – последняя буква алфавита.

Ученик: Это буква я.

Учитель: Две других – это первый слог в слове Шарик.

Ученик: Это  ша . Получилось имя Яша.

Учитель: Запишем под диктовку: «Покатился колобок Яша».
Над именем собственным надпишите, сколько в нем  звуков и сколько букв, разделите его на слоги.

Проверка.

Учитель: Навстречу ему зверь, название его в ребусе

Ц
Я          (за буквой  Я  спрятана буква Ц)

Ученик: Это заяц!

(В руках у учителя куклы колобка и зайца).

Учитель: «Я тебя съем», – сказал заяц. Колобок: «Не ешь меня, я тебе кличку подберу».
Давайте поможем Яше, подберем имя  зайцу.

Ученики: Степа, Степашка, Трусишка.

Учитель: Запишите начало предложения. «Навстречу ему заяц Степа». Подчеркните в кличке ударный слог. Покатился колобок Яша дальше, а навстречу ему зубастый зверь, отгадайте кто.

(Ребус на доске – в букве О стоит «лк»).

Ученики: Это волк.

Учитель: Говорит волк: « Колобок, я тебя съем». Отвечает колобок: «Не ешь меня, я тебе имя дам».

Учитель: Какого цвета волк?

Ученики: Серого.

Учитель: А можно волка назвать «Серый»?

Ученики: Можно.

Учитель: А как это слово мы напишем?

Ученик: Здесь напишем с большой буквы, это кличка. Но может писаться и с маленькой, когда цвет серый.

Учитель: Запишем самостоятельно  продолжение предложения. – «Волк Серый». Разделите слово волк на слоги.

Ученик: Оно не делится, там один слог, так как одна гласная.

Учитель: Молодцы.

Учитель: Покатился колобок дальше. А навстречу ему

Зверь мохнатый, неуклюжий.
Не боится зимней стужи.
Под корягою лесною спит
Под снежной  пеленой.

Ученик: Это медведь.

Учитель: Интересно, от какого слова оно образовалось?

Ученик: Наверное, от слова мед.

Учитель: Да, он ведает, знает, где мед. Получилось два корня: мед и вед.Кто знает, как такие слова называются?

Ученик: Это сложные слова.

Учитель: Молодцы.

Учитель: Говорит медведь колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе кличку подберу». Давайте подберем имя медведю.

Ученики: Мишутка, Миша, Михаил Потапович.

Учитель: Запишите: «медведь Михаил Потапович». В именах собственных подчеркните мягкие согласные.

Проверка.

Учитель: Покатился колобок Яша дальше, а навстречу ему рыжая красавица.
Рассыпалось слово:      А    Л   С   И
Что это за слово?

Ученики: Это лиса.

Учитель: Говорит лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем». Отвечает колобок: « Не ешь меня, у тебя будет замечательное имя». В имени лисы 5 букв. Первая – это первая буква алфавита.

Ученик: Это буква  А.

Учитель: Остальные буквы – это название этого животного.

Ученики: Получилось – Алиса.

Учитель: Запишем « лиса Алиса».

Комментированное письмо у доски.

Учитель: Вот и получилась у нас новая сказка и одно большое предложение. А главное, чему мы научились? 

Ученики: Мы научились писать имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Учитель: Покатился колобок  в лес, а там, на полянке, отдыхали, паслись различные животные. Давайте посмотрим какие?

Проверка заданий на доске 2) и 3).

Учитель: Сегодня мы поговорили с вами о собственных именах  существительных, о сказках, которые вызывают у нас только положительные эмоции. Попробуйте  дома пересказать сказку «Теремок» на свой лад.

– Все работали хорошо. Спасибо. Молодцы.