Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.

Для создания творческой обстановки в классе я использую следующие приемы:

  • фоновая музыка: используется музыка без слов как отечественных так и зарубежных авторов, музыка природы, музыка для релаксации;
  •  соревновательный момент: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость. Одно и то же  задание применяю при изучении разных тем в разных параллелях. Например, карточку с изображением множества геометрических фигур использую при закреплении знаний по темам: графические операторы языка программирования, растровые графические редакторы, векторные графические редакторы;
  •  разноуровневые задания;
  •  физкультминутки (для глаз, общие): использую готовые презентации из сети Интернет.

В процессе развития творческих способностей у учащихся среднего и старшего звена была выделена группа учеников, которые выполняют задания быстрее и качественнее остальных, всегда подходят к выполнению заданий творчески, с интересом. Все учащиеся группы прошли тестирование по методике Айзенка. Данная методика представляет собой два субтеста числовой и словесный. На прохождение теста суммарно отводится 1,5 часа.
Проведение диагностического исследования среди учащихся, отобранных в ходе наблюдения, показало, что низкий уровень словесно-логического мышления имеют 0 человек из 11, средний – 7 учащихся и высокий – 4 человека.
По результатам диагностического исследования было выделено 4 учащихся, с которыми было принято работать по индивидуальной для каждого траектории. Данных учащихся можно отнести к группе одаренных детей.

Рисунок 1

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выделяют шесть основных типов одаренности:

  • Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
  • Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
  • Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
  • Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
  • Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
  • Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Основные цели работы с одаренными детьми:

  • Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся (развитие чувства гражданина)

При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными детьми:

  • объединения дополнительного образования
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
  • факультативы
  • заочные, очно-заочные, дистанционные школы
  • конкурсы и конференции
  • участие в олимпиадах
  • спецкурсы
  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов

Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход
  • проблемное обучение
  • проектная деятельность
  • происходит активизация обучения
  •  обучение приобретает творческий, исследовательский характер
  • происходит  передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности
  •   происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания
  • по форме организации работы на уроке
  • по способу педагогической поддержки
  • по способу восприятия информации

Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая –  имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.

При изучении темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование», выполняя практическое задание с использованием графических операторов, возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями разного уровня сложности. Пример карточек приведен на рисунке 2.

Рисунок 2

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Обработка текстовой информации» учащиеся не получают от учителя инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись с проблемой набора текста, содержащего римские цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Учитель не оказывает поддержки в решении данной проблемы.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики.
В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.

Примерный перечень тем для 10-11-х классов может выглядеть так:

  • Смешанные системы счисления
  • Методы сжатия цифровой информации
  • Булевы функции
  • Полные системы булевых функций
  • Машина Тьюринга
  • Машина Поста
  • Способы описания линий на плоскости
  • Решение систем логических уравнений
  • Системы счисления и архитектура компьютеров
  • Задачи компьютерной графики на взаимное расположение точек и фигур
  • Леонардо Фибоначчи
  • Чарльз Беббидж
  • Конрад Цузе

Используя  на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются активными участниками  и призерами смотров, конкурсов, конференций, фестивалей.

Данные за последние три года работы представлены в таблице:

Год Всего обучающихся Количество участников научных конференций, смотров, конкурсов, фестивалей Доля участников научных конференций смотров, конкурсов, фестивалей Количество победителей научных конференций смотров, конкурсов, фестивалей
2008 – 2009 418 6 1,43% 5
2009 – 2010 430 25 5,81% 8
2010 – 2011 418 50 11,9% 14

Список использованной литературы:

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
  2. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  3. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991.
  4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  5. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
  6. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.