Урок русского языка на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

Разделы: Начальная школа


Цель: cистематизировать полученные знания по теме “Имя существительное”.

Задачи.

1. Продолжить формирование знаний по теме “Имя существительное”.

2. Развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, логическое мышление, формировать умение работать в заданном темпе, развивать умение аргументировать свой ответ.

3. Прививать любовь к родному языку.

4. Сохранение физического и психологического здоровья детей.

План урока, хронометраж времени.

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Подготовка к письму – 2 мин.
  3. Сообщение темы и целей урока – 5мин.
  4. Задания для достижения задач урока - 15 мин.
  5. Физкультминутка – 3 мин.
  6. Упражнение по закреплению материала - 10 мин.
  7. Итог урока. Рефлексия -7 мин.

Ход урока

Содержание Теоретическое обоснование
1. Организационный момент:

Психологический настрой на работу

Учитель: Слышите, звенит звонок,

Говорит: “Начнём урок”.

Зажмурите крепко глазки, взлетаем. А чтобы приземлиться, ответьте быстро “Какое было время года 15 дней назад?”. Кто знает ответ покажите свою готовность: правая рука вверх, сесть и три раза сказать букву “И” . Мы создали колебание в голове прочистили каналы (звук и создаёт колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши).

- Прикрыли глазки и мысленно сказали “ Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”.

- Я желаю вам успеха, а вы мне пожелайте у дачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

2. Подготовка к письму.

Учитель:

- Прежде чем напишем число и классная работа, разогреем наши пальчики:

1, 2, 3, 4, 5 .

Мы во двор пришли гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

- Девочка Маша из городской школы написала рассказ и прислала нам. Прочитайте его. (Слайд №1. Презентация)

Дети:

- Наступила. Выпал пушистый. Подул колючий. Ударили сильные.

Учитель:

- О чём написала Маша?

Дети:

- Нам не понятно ,о чём идёт речь. Так в тексте нет имён существительных .

Учитель:

- Какие имена существительные нужно вставить?

Дети: Нужно вставить слова: зима, снег, ветер, морозы.

Учитель:

- Маша считает, что эти слова ей не нужны. А вы как считаете?

Дети: Эти слова нам нужны, чтобы обозначать предметы, составлять красивые и правильные предложения, чтобы общаться друг с другом.

Учитель:

- Расскажем Маше, всё что мы знаем о существительном?

Значит, какова наша цель на уроке?

Дети:

- Вспомнить всё, что мы знаем о имени существительном, вопросы, как изменяется, что обозначает.

Учитель:

- Правильно ребята!

- Рассказывать Маше о существительном нам помогут, вот такие вопросы, на которые в конце урок мы должны ответить. (Cлайд 2)

1. Что такое существительное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какие бывают имена Существительные?

5. Как они изменяются?

6. Какого рода они бывают?

- А на чём мы отправимся за ответами, отгадайте сами.

- Всё лето стояли,

Зимы ожидали

Дождались поры

Помчались с горы.

Дети: Санки.

Учитель:

- А чтобы, было вам веселее, возьмите себе друзей. Посмотрите в класс , и покажите рукой кто у нас носит очки, кто выше тебя? Готовы? Поехали? А что заработать на уроке отметки, не забываем себя оценивать, за каждое задание на полях ставим себе отметку. В конце урока подсчитаете средний балл.

4. Задания для достижения задач урока.

Учитель:

- Ребята, а что вы любите делать зимой на улице?

Дети:

- Кататься на лыжах, коньках, строить снежных баб, играть в снежки.

Учитель:

- Посмотрите на слайды и скажите, что любят ребята ваши ровесники. Составьте о их занятиях предложения. (Cлайд 2)

Дети:

- Ира катается на лыжах. Алёша спускается с горки на санках. Миша скользит по льду на коньках.

Учитель:

- Для чего ребята это делают?

Дети:

_ Чтобы быть здоровыми.

Учитель:

-Давайте запишем предложения в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения. Сделаем это самостоятельно. (Дети работают самостоятельно).

Учитель:

- Чем выражены подлежащие в каждом предложении?

Дети:

- Именем существительным .

Учитель:

- Как такие существительные называются?

- Ответы детей.

Учитель:

- В каком падеже они стоят? Если ещё существительные? Определим у них падеж. Как это сделать?

-Дети определяют у существительных падежи.

Учитель:

- Что мы сейчас вспомнили о существительном? Как это ещё называется? Что значит изменение по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж не имеет предлога?

- Какой падеж без предлога не употребляется?

- Какие падежи называют косвенными?

5. Физкультминутка.

Игра “Снег в лесу”

(Дети становятся в круг, друг за другом - они "превращаются" в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).

Учитель:

- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес снеговые тучи, и деревья почувствовали первые снежинки (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Снежинки стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов снежинок своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

6. Упражнение по закреплению материала.

Учитель:

- Снег засыпал слова. Найдите спрятавшие слова. Разделите слова на группы. А как догадайтесь сами.

(Учитель раздаёт задания)

НОПРЕЛИСАЧЫУЦЙЗАЯЦДБЮРПАКСНЕГЭЖЩЛОНОРАВУЦЙ

Учитель:

- Какие слова у вас получились?

Дети:

- Лиса, заяц, снег, нора.

Учитель:

- На какие группы разделили?

Дети:

- На две группы. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Учитель:

- Что мы вспомнили о существительном? И расскажем об этом Маше?

Дети:

- Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Учитель:

- Поиграем в игру “Найдите лишнее слово”. Определите у лишнего слова род. Работаем самостоятельно.

1 ряд. Носки, яблоки, сад, ключи.

2 ряд. Чистота, груши, рельсы, камни.

3 ряд. Бананы, огни, село, острова.

(Ответы детей).

Учитель:

- Что мы вспомнили о существительном?

Дети:

- Существительные бывают мужского, среднего и женского рода.

- Существительные изменяются по числам.

Учитель:

- Найдите в каждой строчке по одному слову, и эти слова можно объединить одним общим словом.

Дети.

- Яблоки, груши, бананы. Это фрукты.

Учитель:

- Для чего нужно есть фрукты?

Дети:

- В них много витаминов, поэтому они полезные.

7. Обобщение. Итог урока.

Рефлексия.

Учитель:

- Мы возвращаемся к нашим вопросам и ещё раз на них ответим, что мы расскажем Маше об имени существительном. (Слайд 3).

- Если вы уверены, что вы знаете правильные ответы на вопросы, то ставите номер вопроса, а рядом ставите плюс ,полуплюс или минус.

  1. Часть речи.
  2. Кто? Что?
  3. Предмет, признак, действие, явления природы.
  4. Собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые.
  5. По числам и падежам.
  6. М.р, с.р, ж.р.

8. Подведение итогов. Оценки.

- Учитель:

- А теперь сосчитайте средний балл и поставьте себе отметку за урок.

- Поднимите руки у кого сегодня 5, 4,3.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Мотивационный компонент учебной деятельности, эмоциональный мотив, создаёт положительный настрой детей на урок.

Форма работы фронтальная, характер деятельности репродуктивный.

 

 

 

Развитие мелкой моторики руки.

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный компонент учебной деятельности. Форма работы фронтальная. Работа направлена на развитие учебно - познавательной компетенции, при помощи постановки проблемного вопроса. Дети отвечают полными предложениями, что способствует развитию речи учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операционный компонент учебной деятельности, развитие операции анализа

Форма работы фронтальная и самостоятельная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный компонент УД, эмоциональный мотив, направленный на снятие напряжении и усталости.

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный компонент учебной деятельности: развитие психических процессов: внимания, мышления. Форма работы самостоятельная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учащихся по повторению и обобщению материала. Регулирующий компонент, работа репродуктивного характера, форма работы фронтальная, ответы на вопросы развивают речь учащихся, решается задача по формированию умения обобщать знания, характер учебной деятельности

Мотивационный компонент, эмоциональный мотив.