Урок русского языка в 3-м классе по теме "Разделительные твердый и мягкий знаки"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Обобщить и закрепить полученные знания о разделительных Ъ и Ь знаках.
  2. На основе наблюдения и обобщения знаний “собрать” схему-правило.
  3. Расширять словарный запас.

Оборудование: презентация, тетрадь одного урока, конверты с деталями для сбора схемы-правила.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка. (Cлайд 1. Презентация)

- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)

II. Актуализация знаний.

- В одной из повести Незнайка летал на Луну. (Cлайд 2) А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? (Cлайд 3) Вот послушайте:

Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.

- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга. (Cлайд 4)

- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?

III. Наблюдение.

- Начинаем наше наблюдение.

1) Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)

(Рас?сада, под?ехал, по?ели)

- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка)

- Чем заканчиваются приставки? Обозначьте цветным карандашом.

- Что стоит в начале корня? Обозначьте цветным карандашом.

- Так, где же стоит разделительный Ь знак? (Cлайд 6)

2) Найдите местечко для разделительного Ь. (Cлайд 7)

(Гост?я, пал?ма, сирен?)

- Назовите и выделите корень. Обозначьте цветным карандашом звуки до и после “?”.

- Так, где же стоит разделительный Ь знак? (Слайд 8)

3) Правило разделительного Ъ знака. (Слайд 9)

- Послушайте, что о себе рассказал разделительный Ъ.

4) “Сборка” схемы-правила.

- Китайская притча гласит: “Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай сделать – и я пойму”.

- Предлагаю “собрать” схему-правило написания разделительного Ъ знака.

Для этого воспользуйтесь деталями из конверта.

- А что о себе может рассказать разделительный Ь?

- А теперь “соберём” схему-правило для разделительного Ь знака.

IV. Закрепление изученного.

- Так что же их объединяет? (Cлайд 10)

- Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученные схемы.

1) “Найди пропажу”.

- Работа по вариантам. (Проверка на слайде 11)

стуля подёмник
сёмка сёжился
лиси вюнок
обездил ателе

- За верно выполненное задание на “человечке” поставь + , если есть ошибка - , если не смог выполнить задание:?

V. Физкультпауза.

Электронная физминутка. (Cлайд 12)

2) “Измени слово”.

- Незнайка предлагает изменить слово, вставив в каждое из них или разделительный ъ или разделительный ь.

Обедать - ……, сел - ……, полёт - ……, Коля - …… . (Работа в парах)

- За верно выполненное задание на “человечке” поставь +, если есть ошибка -, если не смог выполнить задание:?

3) “Собери словечко”.

- Используя части, составьте слова с разделительным Ъ. (Проверка по образцу)

- За верно выполненное задание на “человечке” поставь +, если есть ошибка -, если не смог выполнить задание: ?

4) “Какое имя у ребят?”.

- Сегодня Незнайка встретил ребят и спросил у них имена. А дети сказали , что в имени есть разделительный ь. Какое имя у девочки и мальчика?

- А Незнайка предположил, что их имена такие…. (Слайд 13)

(Наталья, Марья, Илья, Дарья, Агафья, Анисья, Лукерья, Марьяна, Софья, Татьяна, Ульяна, Таисья, Лукьян, Ульян)

- Как вы думаете, откуда Незнайка узнал столько имён на это правило?

- Назовите имена с разделительным Ъ.

- За верно выполненное задание на “человечке” поставь +, если есть ошибка -, если не смог выполнить задание: ?

VI. Обобщение изученного.

(Cлайд 14)

Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.

(Cлайд 15)

Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

(Cлайд 16)

С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.

VII. Рефлексия урока.

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • больше всего понравились задания...
  • мне показалось важным...
  • я понял, что...

VIII. Оценивание работы на уроке.

- Перенесите все значки и оцените свою работу на уроке.

IX. Итог урока.

- Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз предложил нам Незнайка?

Прочитайте мудрый совет Незнайки. О чём он?

X. Д/з.

- Напишите 10 слов на изученное правило.

Приложение 2