"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока.

обучающий аспект:

- уметь самостоятельно анализировать художественное произведение ранее изученным способом в измененной ситуации;

- уметь выразительно читать;

- уметь пользоваться понятиями “художественные средства”: эпитеты, сравнения, инверсия;

- уметь обнаружить связь между текстом и возникающим образом;

- уметь определить позицию автора.

развивающий аспект:

- развивать навыки сравнительного анализа;

- развивать умения аргументировать свою позицию;

воспитывающий аспект:

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- формировать навыки совместной деятельности.

Компетенции:

- коммуникативная (навыки сотрудничества и взаимодействия при решении общих учебных задач),

- ценностно-смысловая (умение делать самостоятельные выводы на основе анализа и сравнения информации).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

2. Этап применения знаний и способов действия;

3. Итог на рефлексивной основе;

4. Домашнее задание.

Ход урока

  1. В конце прошлого года мы прочитали “Очерк зимнего дня” С. Т. Аксакова, познакомились с главой из книги Д.С. Лихачёва “Земля родная”. Что общего в тематике этих произведений? (Они о русской природе, о своеобразии русского пейзажа, о России).
  2. Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, поговорим о том, как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты 19 века.
  3. Групповая работа. Каждая группа (всего 4) анализирует одно стихотворение и заполняет соответствующую графу таблицы на доске. Подобные таблицы есть у каждого ученика в классе, они заполняются по мере ответа каждой группы. Перед тем как начать ответ, один из участников группы читает стихотворение вслух. В результате получается следующая запись.
Автор Н.П. Огарёв А.А. Фет А.К. Толстой И.З. Суриков
Название “Дорога” (1841) “Чудная картина” (1842) “Колодники” (1850) “Степь” (1871)
Образы природы Месяц дальной (тускло), туман, снежная поляна (печально), белые с морозу берёзы с голыми сучками Белая равнина, полная луна, свет небес высоких, блестящий снег Степи, ковыль, дорожная пыль Степь, трава густая, курганы, небо, две – три старых ивы
Сквозной мотив Тройка мчится лихо Саней далёких …бег Две клячи телегу везут Как шальные, кони мчатся степью
Состояние героев стихотворения (автора, персонажей) Тоскую, скучно Одиночество Шагают тяжело, угрюмые брови, на сердце раздумье Взгрустнётся поневоле
Отношение героев к окружающей действительности Жалко сторону родную Как ты мне родна Поют про Волги широкой раздолье,…про свободные степи, про дикую волю (тоска, любовь) (Запись появится позже)

Любовь, ощущение своего родства

Стихотворный размер Хорей Хорей Амфибрахий Хорей

4. Дополнительные вопросы по содержанию стихотворения третьей и четвёртой группе:

Вопрос 3 группе:

- Чем отличаются начало и концовка стихотворения? (Концовка звучит более пессимистично, усиливается состояние тоски, безысходности, сгущается тьма, исчезают яркие краски – солнца нет, ковыль не золотится – цепи теряют эпитет “звонкие”, они не взметают пыль, а метут дорогу, причём повтор “метут” подчеркивает монотонность, бесконечность движения; также в конечной строфе возникает антитеза: свобода, воля противопоставлены цепям)

Вопрос 4 группе:

- Автор не выражает прямо своего отношения к тому, что изображает, но можно ли понять, определить это отношение? Благодаря чему? (Любовь, чувство своего родства, близости к родному краю. Это помогают понять художественные средства, использованные автором: эпитеты, сравнения, повторы, инверсия).

5. Какой же вывод можно сделать? Что общего во всех стихотворениях о родной природе?

(Во всех стихах изображается простор, бесконечность, безбрежность, безлюдье равнин, степей, полей; широту, раздолье, размах подчёркивает конский бег*. Эти картины природы погружают героев в глубокое раздумье, вызывают в них чувство одиночества, грусти, тоски, соединенное с любовью к родной стороне, с чувством жалости к ней.)

6. Как же объяснить это странное чувство, почему любовь к родном краю сливается с грустью, даже тоской? Прочитаем стихотворение А.Н. Плещеева “Отдохну– ка, сяду у лесной опушки”(1861). В ходе фронтальной работы в тетрадях и на доске появляется следующая запись.

- Как построено стихотворение? (С помощью антитезы).

Всякие страны   Родной край
Солнце ярко, блеск голубого моря   Лесная опушка, тучи, жидкие осинки, пашни да овраги, берёзы плакучие, избушки серенькие, как тучи
Жить привольно   Грустные картины, тяжелые думы
Сердце ноет от тоски и горя НО Сердцу дорого и мило, тянет неодолимо, манит тайная сила

- Найдите эпитеты, сравнения, инверсию в стихотворении. Когда автор использует эти художественные средства и почему? (Автор использует художественные средства при описании родного края. Ему неинтересна и ничем не дорога “дальняя сторонка”, ему нечего сказать о ней, все его чувства обращены к родному краю, любовь к которому он выражает и прямо, и через использование художественных средств).

- Как заканчивается каждая строфа стихотворения? (Риторическими вопросами). Можно ли ответить на них? (Думается, можно. “Дорого и мило” потому, что своё, родное, близкое, единственное).

- Определите размер этого стихотворения. (Хорей). Случайно ли, что из 5 стихотворений, прозвучавших на уроке, четыре написаны хореем? (Хорей - это “фольклорный” размер, чувства, выражаемые в стихах поэтами, близки и понятны всем русским людям. Кстати, именно в среде простых людей, в деревнях и сёлах вместо слова “любить” раньше употребляли слово “жалеть”, и такая “любовь – жалость” отразилась и в этих стихах.)

7. Какие мысли, идеи объединяют “Очерк зимнего дня” С.Т. Аксакова, главу из книги Д.С. Лихачёва “Земля родная” и прозвучавшие на уроке стихотворения? (Это любовь к родной земле, ощущение своей неразрывной связи с её судьбой и природой, понимание русского пейзажа как широкого вольного пространства, несмотря на свою “обыкновенность, близкого сердцу каждого русского человека).

8. Домашнее задание. Прочитать стихи А.К. Толстого “Колокольчики мои” и “Край ты мой, родимый край” и И.С. Никитина “Ярко звёзд мерцанье” и ответить на вопрос: что у них общего с прозвучавшими сегодня стихотворениями и чем они отличаются.

*“Быстрая езда – это тоже стремление занять побольше места” - Д.С. Лихачёв “Земля родная”.

Стихи для анализа

Иван Захарович Суриков

(1841–1880)

Степь

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.

Едешь, едешь – как шальные
Кони мчаться степью;
Вдаль курганы зеленея,
Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.

Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

1871

Алексей Николаевич Плещеев

(1825–1893)

* * *

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;
Вон вдали – соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березы, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины,
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо.
Что же к ним все тянет так неодолимо?

Ведь на свете белом всяких стран довольно,
Где и солнце ярко, где и жить привольно.
Но и там, при блеске голубого моря,
Наше сердце ноет от тоски и горя,
Что не видят взоры ни берез плакучих,
Ни избушек этих, сереньких, как тучи.
Что же в них так сердцу дорого и мило?
И какая манит тайная к ним сила?

1861

Афанасий Афанасьевич Фет

(1820–1892)

* * *

Чудная картина,
Как ты мне родина:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

1842

Николай Платонович Огарев

(1813–1877)

Дорога

Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана.
И лежит печально
Снежная поляна.

Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.

Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.

1841

Алексей Константинович Толстой

(1817–1875)

Колодники

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, -
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперёд тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.

Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.

“Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!”.

И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,

Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, - а цепи
Дорогу метут да метут…

(Первая половина 50-х годов)