Интегрированный цикл занятий по ознакомлению с творчеством Габдуллы Тукая для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие 1. Ознакомление с художественной литературой. «Дитя, не бойся лешего, чертей и домовых! Все это только выдумки, не стоит верить в них!»

Программное содержание. Познакомить детей с татарским поэтом Габдуллой Тукаем. Вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку Г.Тукая «Шурале», интерес к образам этой сказки. Закреплять умение отличать авторскую сказку от народных. Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.

Материал. Портрет поэта Г.Тукая, иллюстрированные книги со сказками Г.Тукая.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям вспомнить хорошо знакомые любимые сказки, напоминает, что сказки бывают авторские и народные. Просит назвать несколько народных сказок и объяснить, почему они называются народными, и каковы их отличительные черты (народные сказки имеют зачин, повторы, концовку), обобщает и уточняет высказывания детей.

Сегодня я познакомлю вас с татарским поэтом Габдулой Тукаем.

Педагог показывает детям портрет поэта, книги Г.Тукая, иллюстрированные разными художниками. [2, 3] (Приложение 1)

– Любимый татарский поэт Габдулла Тукай родился в семье муллы, рано остался сиротой. [1] Сначала умер отец, вскоре, когда ему не было и четырёх лет не стало матери. Трудно было мальчику без родителей, он жил то в одной, то в другой семье. Часто недоедал, был плохо одет. Деревня, в которой жил мальчик называлась Кырлай. Люди, заботившиеся о мальчике, прозвали его Апуш. Маленький Апуш играл вместе с деревенскими мальчиками на улице, бегал на речку купаться. У него было много друзей.  Габдулла Тукай навсегда сохранил в сердце любовь к красоте родного края, к обычаям и традициям своего народа. В сказке, которую, вы услышите сегодня упоминаются родные места Тукая, деревня в которой он жил. Сейчас я вам прочитаю сказку «Шурале». Посмотрите на изображение на обложке книги и определите, о чем эта сказка? (О сказочных жителях леса).

Воспитатель выразительно читает детям сказку. Спрашивает: «Понравилась ли вам сказка? Кто из героев понравился больше всего? Почему?» В заключение педагог высказывает свое мнение о понравившемся ему герое и еще раз читает отрывок из сказки.

Занятие 2. Развитие речи. «Любимые сказки Габдуллы Тукая».

Программные задачи. Систематизировать знания о литературном творчестве татарского поэта Г.Тукая; обогащать словарь определениями. Подвести к пониманию нравственного смысла сказок, к мотивированной оценке поступков героев.

Предварительная работа: знакомство с биографией поэта, чтение произведений (стихотворений, сказок), выполнение творческих заданий совместно с родителями по придумыванию рифм, загадок про сказочных героев.

Материал. Портрет Габдуллы Тукая, иллюстрации к сказкам поэта «Шурале», «Водяная», к русской народной сказке «Кощей Бессмертный» для дидактической игры «Что лишнее?».

Ход занятия.

Педагог проводит беседу с детьми.

Содержание беседы.

– Здравствуйте, ребята! Перед вами портрет. Скажите, кто это изображен на портрете?  (Ответы детей). Правильно! Это известный и любимый поэт татарского народа – Габдулла Тукай. В этом году у него – юбилей, 125 лет со дня рождения.
– Чем известен Габдулла Тукай? (Он написал много стихотворений, сказок).
– Верно, жил Габдулла Тукай недолго, но успел сочинить и написать очень много стихотворений для взрослых и детей. А еще он известен своими волшебными, очень поучительными сказками. Посмотрите на эти картинки. Одна из них лишняя, скажите какая и почему? (Картина к сказке «Кощей Бессмертный», это русская народная сказка (из сборника А.Н.Афанасьева), а две оставшиеся – картины к сказкам Тукая «Шурале» и «Водяная»).
– Давайте вспомним эти сказки. Вот это иллюстрация к сказке «Шурале».

Воспитатель проводит беседу по содержанию сказки по следующим вопросам.

– Как называется родная деревня (аул) главного героя (джигита)? (Кырлай).
– Около какого города расположена деревня Кырлай? (Около города Казань).
– Почему люди боялись ходить в лес? (Боялись Шурале).
– Для чего главный герой поехал в лес? (За дровами).
– На кого был похож Шурале, которого встретил в лесу смелый парень? (На черта, на козла, на лешего и т.д.).
– Чем опасен Шурале для людей? (Может своими длинными пальцами защекотать  людей до смерти).
– Почему родственники Шурале посмеяться над его бедой? (Потому что на вопрос, «Кто его обидел?» ответил «В прошлом году»).
– Молодцы! На все вопросы вы ответили правильно! А, сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка. [4]

Мы идем с друзьями в лес. Идут друг за другом.
Много здесь вокруг чудес! Хлопают в ладоши.
Справа березки стройные стоят, Поднимают руки вверх. Отводят правую руку в сторону.
Слева елочки на нас глядят. Поднимают руки вверх. Отводят левую руку в сторону.
Справа – звери. Отводят правую руку в сторону.
Слева – птицы. Отводят руку в сторону.
На деревьях зеленеют листочки. Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево.
А в траве расцветают цветочки. Выполняют упражнение «Цветок».
В лесу красота и покой, а нам уже пора домой. (Разводят руки в стороны, садятся на свои места).

– Это иллюстрация к сказке «Водяная».

Воспитатель проводит беседу по содержанию сказки по следующим вопросам.

– Что необычного, волшебного в этой сказке? (Мальчик на озере встретил Водяную).
– Расскажите, как к мальчику попал золотой гребень? (Водяная забыла гребень на мостках, а мальчик схватил и убежал).
– Что неправильного было в поступках мальчика? (Взял вещь, которая ему не принадлежит, обманул маму).
– Правильно. Вы правильно ответили на все вопросы. Предлагаю вам игру «Кто скажет больше слов?» Парень из сказки «Шурале» какой? (Высокий, красивый, смелый, находчивый, веселый, умный, трудолюбивый, приветливый, общительный, разумный, сильный, сообразительный, решительный, хозяйственный, молодой и т.д.).
– Шурале какой? (Страшный, волосатый, большой, высокий, рогатый, злой, земной, косматый, необычный, таинственный, гибкий, тонкий, длиннорукий, худой, смешной, доверчивый, наивный и т.д.).
– Мальчик из сказки «Водяная» какой? (Маленький, смелый, красивый, непослушный, лживый, трусливый, вороватый, любимый и т.д.).
– Водяная, она какая? (Страшная, большая, честная, длинноволосая, зеленая, косматая, необычная, таинственная, волшебная, водоплавающая и т.д.).
– Молодцы, вы назвали очень много слов. А какой из героев, вам нравится и почему? (Джигит, так как он смелый, сильный, находчивый, не испугался Шурале. Мальчик тоже понравился. Он после случая на озере, никогда не трогал чужие вещи).
– А кого вам жалко? (Шурале жалко, наверное, ему больно, другие Шурале не стали ему помогать,а только посмеялись. Водяную тоже жалко, она чуть без гребня не осталась).

 Занятие 3. Рисование «Волшебные сказки Г.Тукая»

Программные задачи. Учить передавать эпизоды из знакомых сказок Г.Тукая; передавать в рисунке определенное место действия и время суток: утро, день, вечер; изображать сказочных персонажей: Шурале или Водяную, придавать выразительность их образу через подбор красок и характерные особенности (у Шурале – рог, шерсть, хвост); выбирать один из предложенных вариантов композиции; упражнять в смешивании красок для получения оттенка для лица и рук Водяной.

Предварительная работа. Познакомить детей с творчеством Г.Тукая, придумать с родителями загадки и рифмы про героев волшебных сказок поэта.

Материал. У воспитателя несколько иллюстраций к сказкам «Шурале» и «Водяная». У детей альбомные листы, на которых они заранее нарисовали акварельной краской фон – землю (1/2 или 2/3 листа), небо в разное время суток, краски, гуашь, мягкие и жесткие кисти.

Ход занятия.

Педагог помещает перед детьми знакомые им книги со сказками Г.Тукая «Шурале» и «Водяная», спрашивает, знакомы ли им они, предлагает назвать книги и сказать о том кто является героями этих произведений. Поясняет, что эти сказки волшебные, т.к. героями сказок являются сказочные существа, и загадывает загадки:

Я живу в лесной глуши,
Где не встретишь ни души.
Никого не пропускаю, щекочу,
В лес завлекаю.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением Шурале.

Воздух влажный и сырой.
Кто живет здесь под водой?
В озере вода струится.
Кто здесь может появиться?

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением Водяной.

– Я знаю, что вы тоже придумали свои загадки и маленькие стихи об этих сказочных героях, кто хочет их рассказать? (2-3 детей рассказывают стихи, загадывают загадки).
– Сейчас мы были в роли поэтов, а теперь я предлагаю вам стать художниками – иллюстраторами.
– Каким вы представляете себе Шурале?

Выслушав ответы детей, предлагает рассмотреть разнообразные иллюстрации с изображением Шурале. Подчеркивает корявость. Мохнатость лесного страшилища. Помогает увидеть набор красок для изображения Шурале. Также педагог выясняет у детей, какой они видят Водяную, спрашивает о колорите рисунков, объясняет, что краски – голубую, синюю, фиолетовую, зеленую – называют холодными, потому что они напоминают цвет холодной озерной воды, а Водяная живет в воде среди водорослей и когда она появляется на поверхность «…с головы её ручьями влага чистая бежит…» Выразительность Водяной придают большие глаза и волшебный золотой гребень, с которым она никогда не расстаётся.

– Сегодня я предлагаю вам нарисовать любого героя волшебных сказок Г.Тукая. Можно по-разному расположить фигуры Водяной и Шурале. Сейчас мы вместе составим на фланелеграфе несколько вариантов расположения фигур, а вы потом выберете для своих рисунков тот, который вам больше понравится. Как вы думаете, кого мы поместим в центре рисунка? Конечно, главного героя. У одних это будет Шурале, у других – Водяная. Давайте Шурале поместим ближе к нижнему краю, а лесную чащу чуть подальше.
– Вот другой вариант. Шурале поместим в середине листа  (фигуры размещает ребенок). В нижнем углу листа расположена фигура, он стоит лицом к Шурале, а нам виден со спины. Затем педагог убирает фланелеграф и предлагает детям выбрать тот или иной вариант композиции и начать рисунок с изображения главного персонажа Шурале (Водяная).

В процессе занятия воспитатель спрашивает детей о цвете красок для изображения персонажей. Спрашивает каким приемом рисовать шерсть у Шурале (вертикальными мазками полусухой жесткой кистью – выбиванием или легкими короткими штрихами концом легкой кисти). Предлагает внести в рисунок дополнения (ночное небо, луна, камыши, высокие деревья и т.д.)
В конце занятия педагог ставит один из рисунков на стенд, а детям дает задание расположить рядом рисунок с другой композицией, после чего делается вывод, что «про одно и то же можно нарисовать по-разному». Также вместе с детьми педагог отмечает интересные дополнения, которые воспитанники внесли в свои работы.  (Приложение 2)

Занятие 4. Коллективная аппликация «Шурале».

Программное содержание. Воспитывать чувство прекрасного, пробуждать желание знакомиться с творчеством Г.Тукая. Создавая образ сказочного героя, описанного в сказке, закреплять умение вырезать по контуру и составлять общую композицию. Развивать самостоятельный подход к решению творческих задач, умение согласовывать свои действия с действиями других детей, создавая коллективную работу.

Материал: бумага формата А1, цветная бумага коричневого, зелёного цвета и их оттенков, ножницы, клей, аудиозапись «Звуки леса».

Ход занятия.

В начале занятия воспитатель предлагает детям закрыть глаза  и представить, что они попали в чащу сказочного леса (звучит запись звуков леса). Дети рассказывают о чудесах, которые они могут увидеть в лесу.
Воспитатель предлагает изобразить сказочное существо – Шурале, покрытое шерстью, бесформенное и корявое, используя силуэт ладони. Каждый ребенок обводит карандашом несколько раз свою ладонь на бумаге разных оттенков зеленого и коричневого цвета. Затем на бумагу большого размера, на которой заранее подготовлен силуэт Шурале, наклеивают свои элементы. Затем с помощью воспитателя, приклеиваются рог, глаза и нос Шурале.  
(Приложение 2)

Список литературы.

  1. Габдулла Тукай. «Мои воспоминания». – Казань.: Татарское книжное издательство,  1990.
  2. Габдулла Тукай. «Водяная». – Казань: Татарское книжное издательство. 1985.
  3. Габдулла Тукай. «Шурале». – Казань: Татарское книжное издательство. 1997.
  4. Н.Г.Метельская. 100 физкультминуток на логопедических занятиях». – М.: Творческий Центр Сфера. 2010.