Консультация для педагогов на тему "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с учетом национально-регионального компонента"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи у ребёнка начинается со становления речевых предпосылок. Период от рождения до одного года – доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух, дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет, появление автономной речи.

На протяжении всего этого периода, у ребёнка происходит эмоциональное и ситуативное общение с матерью, которая разговаривает с малышом, знакомит его со словами, обозначающими различные предметы, поёт ему колыбельные песни, рассказывает пестушки и потешки, тем самым обогащает пассивный и активный словарь ребёнка.

Ведущие педагоги и психологи отмечают, что активный словарь на втором году жизни значительными индивидуальными различиями. У одних детей он обогащается постепенно и относительно равномерно, другие до 1 года 8 месяцев – 1 года 10 месяцев молчаливы. Потом происходит «скачок»: дети начинают говорить сразу, обо всём и зачастую короткими фразами. Поэтому произношение у них чаще менее совершенно, чем у детей с относительно равномерно развивающейся речью.

До 1,5 лет ребёнок произносит около 30 слов простых по звуковому составу. Во втором полугодии число произносимых слов увеличивается до 250-300. В этом возрасте в речи детей появляются не только существительные и глаголы, которые обозначают предметы и их действия, но и прилагательные, наречия, местоимения. Двусловными предложениями дети чаще пользуются после 1,5лет. А к концу второго года в предложениях ребёнка может быть до 3-4 слов. В этом же возрасте малыши начинают изменять слова в числе, роде и в некоторых падежах.

В дальнейшем развитие речи тесным образом связано с функцией общения со сверстниками и взрослыми. Особое значение речь приобретает в коллективных видах деятельности: в игре, в совместном труде, в различных видах продуктивной деятельности и в непосредственно-образовательной деятельности.

На современном этапе одной из актуальных проблем в обучении детей старшего дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают серьёзные трудности при развёрнутых ответах, пересказах текстов, словесном анализе. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей.

Предлагаемая консультация направлена на решение этой важной проблемы и способствует реализации главной цели в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. И осуществляет решение основных задач, которые определены этой целью:

  • формирование словаря,
  • формирование грамматического строя речи,
  • воспитание звуковой культуры речи,
  • развитие связной речи,
  • ознакомление детей с художественной литературой.

Осуществлять решение этих важных задач, в данной консультации, предлагается через знакомство старших дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями Кубанского края, с традициями и бытом казачьего народа.

Речь кубанского народа отличается художественной образностью, яркостью и колоритностью. Это связано с тем, что Кубанский край в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, в котором тесным образом переплелись украинская культура и южнославянская. Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие – кубанское устное народное творчество.

Наш край богат пословицами, поговорками, кубанскими народными сказками и песнями, потешками и пестушками, скороговорками и считалками, кубанскими народными играми и загадками. В устном народном творчестве Кубанского региона ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история казачьего края.

Именно поэтому предлагаю коллегам – воспитателям использовать в своей работе с детьми кубанский фольклор. Язык – душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей.

При ознакомлении старших дошкольников с пословицами, поговорками, сказками, загадками, песнями и играми кубанского народа, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов, часто встречающихся в фольклоре казачьего народа. Эти слова называют предметы быта, орудия труда казаков, их одежду (борона, cоха, глэчик, макитра, рубель, брыль, кубанка, папаха, талаш и т.д.).

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда была и будет интересна для ребят. Учитывая эту особенность, рекомендую воспитателям использовать этот ценный вид кубанского устно-поэтического творчества в своей работе с детьми. Кубанская народная сказка раскрывает большие возможности для развития связной речи у детей. Пересказывая такие кубанские народные сказки, как: «Смелый казак», «Ивасик и ведьма», «Живая Тополина» и др. дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения и связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко и лаконично выражать свои мысли в ней.

Неотъемлемой частью кубанского устно-поэтического творчества являются пословицы, поговорки, пестушки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.

Издавна большой любовью и влиянием пользовалась на Кубани песня. Кубань – живописный, поэтический, песенный край. Кубанская песня играет большую роль в работе с детьми. Во-первых, она является богатым речевым материалом для дошкольников. Во-вторых, через песню ребёнок знакомится с жизнью, бытом и традициями своего народа, в третьих песня вызывает у детей положительное, радостное эмоциональное состояние. В связи с этим, предлагаю воспитателям в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, знакомить дошкольников с кубанскими песнями, колядками, щедривками, припевками, частушками и колыбельными песнями.

Игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений. Рекомендую педагогам предложить детям поиграть в кубанские игры: «Кубанка», «Брыль», «Щедрые кубанские казаки», «Коники», «Трещотки», «Утка и селезень», «Кауны», «Завивайся плетень», «Сеем, сеем, посеваем», «Петушок», «Тополёк».

Осуществлять речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста, с учётом национально- регионального компонента, предлагаю через разработанную систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: « История возникновения Кубани», «Кубань – хлебный край», «Традиции и быт казачества», «Труд казаков», «Богатая природа Кубани», «Промышленность Кубани». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь: «Что мы знаем о Кубани?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашем крае?», «Назови животных кубанского леса».

Рекомендую включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием мультимедийной установки по темам: «Орудия труда казаков», «Символика Кубанского края», «Мой красивый город», « Флора и фауна Кубани», «Сельскохозяйственный труд на Кубани». Читать дошкольникам литературу о родном городе, о Краснодарском крае, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения кубанских поэтов: В.Б. Бакалдина, И.Ф. Варавы, Т.Д. Голуб, В.П. Неподобы, К.А. Обойщикова, В.Г .Cааковой.

Список литературы:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий», 2003.
  2. Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007.
  3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
  5. Родная кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред. Проф. В.Н.Ратушняка. – 2-е изд., исправленное. Краснодар, 2006.

Приложение 1