Знакомство с родным городом Ямалом

Разделы: Работа с дошкольниками


Основные разделы программы.

1. Введение.
2. Реферативная часть.

  1. Сущность опыта.
  2. Теоретическая база опыта.
  3. Новизна.

3. Проектная часть.

  1. Внедрение в практику.
  2. Организация предметно развивающей среды.
  3. Годовой план праздников  традиций группы.
  4. Работа с родителями.

4. Заключение.
5. Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы свидетельствует о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, эгоизма, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало совершенно очевидной необходимостью формирование патриотических чувств, с самого раннего детства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Приоритетность проблем патриотического воспитания определяется рядом нормативно – правовых актов. Так Конвенция ООН о правах ребенка ст.29 подчеркивает «…необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям…»
В законе РФ «Об образовании» (ст.29 ч.5 и ст.14 ч.4) указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этической принадлежности.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.01 №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  ставит перед педагогами задачу – «Научить детей любить свою Родину».

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим миром». Сейчас эта деятельность рассматривается, как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о не разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.

Актуальность разработки обусловлена тем, что в современной практике патриотического воспитания дошкольников на краеведческом материале в ДОУ существует ряд проблем:

– недостаток методических пособий и рекомендаций по патриотическому воспитанию, позволяющих воспитателю планомерно и систематически решать задачи патриотического воспитания через ознакомление с родным городом;
– недостаточное количество материала в детском саду;
– наглядный и иллюстративный материал по теме «Мой город», дидактические и развивающие игры, макеты, план-схемы города и микрорайона.
– недостаточно высокий уровень сформированности нравственно – этических чувств, любви к родине, к родному краю и городу, в котором живут дети.
– отсутствие у детей знания истории родного города.

Решение этих проблем привели к необходимости разработать систему педагогических мероприятий с детьми, родителями, педагогами, направленную на поиск подходов в организации и содержании патриотического воспитания краеведческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Повысить интерес к родному городу (Ямалу).
  2. Знать отличительные символы России, города, Ямала.
  3. Интересоваться своим семейным древом.
  4. Любовь и уважение к городу, России, Ямалу.
  5. Проявление гуманных чувств не только к близким, но и другим людям.
  6. Сочувствие попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния, установка необходимых связей.

РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Сущность опыта

Идея лежащая в основе разработанного мною решения проблемы заключается в приобщении дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (через него и Отечества). Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

Теоретическая база опыта

Методической и теоретической базой моей системы работы является теория А.В.Запорожца об амплификации личности ребенка, обогащении его мировоззрения, о расширении его возможностей.

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.),восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос и безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале, а слова нашего современника, академика Д.С.Лихачева, что чувства любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививать «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле подтвердили верность выбранного направления деятельности.

В работе используется:

– программа «Радуга» (задачи воспитания и обучения);
– пособия для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» под редакцией А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой «Патриотическое воспитание дошкольников»;
– опыт работы по патриотическому воспитанию ДОУ под ред. Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?»;
– конспекты занятий Н.В.Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом».

Новизна

Разработанная мною система по ознакомлению с родным городом включает разработки занятий, праздники, развивающие игры, рисунки, схемы, модели.
Они могут быть использованы на занятиях, в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности дошкольников к социальной действительности.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров).

Результативность: комплексная работа по ознакомлению дошкольников с родным городом позволила решать актуальные проблемы нравственно-патриотического воспитания:

– воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
– обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Я и мой город».
– готовность заботится о родном городе.

Оценка эффективности работы отслеживается по следующим критериям:

– история родного города;
– символика города;
– главные достопримечательности города;
– места отдыха города;
– здания города;
– труд взрослых характерный для своего города, название профессий, цель работы;
– ориентировка в своем микрорайоне;
– интерес к прошлому, настоящему, будущему города;
– культурные традиции коренного населения Ямала;
– природа родного края (животные и растительный мир);
– «Я и моя семья».
– «Ямал мой дом родной».
– «Ямал часть России».

Формы отслеживания развития чувств и представлений о родном городе как частица России:

– наблюдение за деятельностью детей, участие в разных видах деятельности, организованных воспитателем и педагогами дополнительного образования;
– эксперименты;
– беседы;
– рисунки;
– анализ продуктов деятельности.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Внедрение в практику

Разработанная мною система нравственно-патриотического воспитания на краеведческом материале исходит из того, что ознакомление детей с родным городом дает возможность гармонично и всесторонне развить личность ребенка:

– повысить их познавательную и эмоциональную активность;
– развить нравственные основы личности;
– накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя;
– формировать высшее социальное чувство – чувства патриотизма;

Что изучают и с чем знакомятся дети:

Дети знакомятся с системой знаний об истории, культуре, достопримечательностях, социальной жизни, природе родного города.

В данной системе формируются следующие чувства и умения:

– проявлять любовь к родному городу, гордиться им;
– потребность интересоваться событиями, происходящими в городе;
– проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного города, заботиться о них;
– помогать взрослым, сохранять рукотворный мир родного города;
– составлять описательные рассказы о городе, его жителях, интересных местах малой Родины;
– ориентироваться в собственном микрорайоне, на карте города (находить достопримечательности памятные места, культурные центры);
– знать символы Ямала и России;
– проявлять любовь и уважение к коренным жителям Ямала;
– в рамках дошкольника знать свое семейное древо.

Структурные блоки и компоненты:

– создание предметно-развивающей среды;
– перспективно-тематическое планирование занятий, совместно и самостоятельной деятельности;
– работа с родителями.

Направления работы с детьми, ее последовательность:

Система работы предусматривает:

– выявления уровня активности в познании дошкольником окружающей его социальной действительности, путем обследования;
– планирование и организация занятий, совместной и самостоятельной деятельности;
– совместное создание элементов предметно-развивающей среды (макеты, схемы, рисунки т.д.)
– консультативная работа с родителями;
– наблюдение за динамикой развития ребенка методом и приемом работы.

Формы работы, особенности и средства организации работы с детьми:

Основной формой организации работы с детьми являются занятия – комплексные, сюжетные, тематические.

Используются:

– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– работа с моделями и схемами;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
– экскурсии, целевые прогулки, походы;
– беседы;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
– участие в городских конкурсах;

Основные средства организации работы с детьми:

– события и явления в жизни города (Ямала, России);
– музеи;
– макеты и схемы города.

Организация предметно-развивающей среды

Одним из важных условий реализации системы ознакомления с родным городом является правильная организация развивающей предметной среды, которая способствует:

– развитию ребенка, как личности;
– активизации познавательной активности детей;
– способствует реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного;
– обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
– соответствует реализации целей и задач нравственно-патриотического воспитания.

Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.

Развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию.

Элементы РПС Функциональная роль Формы и методы работы
Макет «микрорайона детского сада» Познавательная, развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении. Создание элементарных архитектурных сооружений; занятия и игры.
Символы: герб, флаг города (Ямала, России) Познавательная, обучающая. Рассматривание, беседа.
План-схема города Ориентировка на плане города, развитие умственных способностей. Занятия, самостоятельная деятельность.
Набор фотографий города (Ямала, России) Познавательная, эстетическая, воспитание чувства привязанности к родному городу (Ямалу, России), Рассматривание, занятия, знакомство с объектами города, беседы.
Альбомы: «Достопримечательности и памятные знаки города (Ямала, России). «Природа родного края» Познавательная, краеведческая, культурная, воспитание любви к родному городу. Занятия, рассматривание, знакомство с архитектурными  сооружениями, природными ландшафтами.
Набор картинок к дидактическим играм: «Угадай по описанию», «Путешествие по родному городу» Обучающая, умственное развитие, познавательная. Занятия, совместная деятельность, игры, конкурсы.
Аудио записи с песнями о родном городе (Ямалу, России) Культурная, эстетическая, эмоциональная. Прослушивание, занятия.
Библиотека Познавательная, воспитание интереса к литературе (художественной, научно-популярной) Чтение, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, конкурсов, обсуждение прочитаного.
Мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город Уренгой» Краеведческая, историческая, этнографическая, культурная, эстетическая. Экскурсии в местные музеи, создание собственных музеев.
Экспозиция рисунков краеведческого содержания Культурная, эстетическая, эмоциональная, развитие художественных способностей. Рассматривание, беседы, практическая деятельность.

Годовой план праздников и традиций группы

У каждого детского сада свои традиции. Традиции придают образовательному учреждению свое лицо. Отбор и сохранение своих традиций вырабатывает собственную систему ценностей.

В нашем детском саду «Руслан» сформировалась хорошая традиция отмечать памятные даты и государственные праздники. Реализуя задачу воспитания любви к родному городу, разработан ряд досугов и праздников, направленных на привитие детям интереса к городу, детскому саду, семье, профессиональной деятельности родителей, Ямалу, России. И этих традиций придерживается наша группа.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь День знаний. День города.
Октябрь Осень в гости просим.
Ноябрь День матери. День семьи.
Декабрь Законы, по которым мы живем.
Январь Рождественские колядки.
Мама, папа, я – Новоуренгойская семья.
Февраль День рождения детского сада «Руслан».
Защитники Отечества.
Март Моя мама Лучше всех.
Международный день театра.
Апрель День Земли.
Этот день победы!
Май Встреча с ветеранами ВОВ.
Международный день музея.

Организация работы с детьми по ознакомлению с родным городом

Перспективное планирование кружковой работы с дошкольниками по  ознакомлению с родным городом раскрывает содержание, задачи и средства их решения.
Пояснительная записка.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувства патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И задача педагогов в том, чтобы отобрать те формы, методы и средства, которые дадут наилучшие результаты в воспитании чувства любви и привязанности к родному городу.

Цель, разработанная мною перспективного плана – систематизировать работу педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на краеведческом материале, вооружить наиболее эффективными методами и приемами работы, адаптировать имеющийся методический материал к учебно–воспитательному процессу ДОУ.

Отбор содержания работы проводится с учетом принципов доступности, всесторонности и гармоничности, что позволяет воспитателю решать следующие задачи:

  • Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране, городу.
  • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Каждое из предложенных занятий обогащает сознание детей интересными, содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Мой город».

При этом у дошкольников будет формироваться положительное отношение к природе, к родному городу, краю, стране.

Планирование по ознакомлению с родным городом дает основу для грамотного, самостоятельного построения работы в группе, как начинающему воспитателю, так и опытному специалисту.

Перспективное планирование включает  следующие формы организации детской деятельности:

– Интегрированные занятия.
– Беседы (о коренных народов севера, о городе, Ямале, семье, России).
– Познавательные рассказы педагогов, коренных народов, ветеранов ВОВ, ветеранов труда, почетных людей города т.д.
– Экскурсии (включая экскурсии на работу родителей детей данной группы).
– Наблюдения.
– Работа с моделями и схемами.
– Совместная деятельность.
– Чтение познавательной литературы ( о родном городе, народах Ямала, России т.д.)
– Кружковая работа.
– Досуг.
– Развлечения.
– Дидактические игры (включая элементы о родном городе, Ямале)
– Развивающие игры.

Опыт работы в течение нескольких лет позволяет сделать выводы о том, что система планирования по ознакомлению с родным городом, Ямалом, Россией дает положительные результаты, что способствует формированию у детей положительного отношения к миру, к родному краю, городу, России. Обогащает сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Мой город». Стимулирует развитию познавательной активности. Раскрывает творческий, интеллектуальный потенциал детей. Помогает принять приобретенные знания в новых ситуациях, в повседневной жизни.

Работа с родителями.

Важным условием  патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей.

Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время.  Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному городу, краю, воссозданию местных и трудовых традиций.

Я предлагаю следующие формы работы с родителями:

  • Семейные экскурсии в музеи, по памятным местам города, посещение культурных центров.
  • «Мини-исследования» истории города, улицы ( на которой находится детский сад или живут дети).
  • Консультативная работа.
  • Праздники, развлечения, досуги.
  • Оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газет.
  • Дни открытых дверей.
  • Участие в выставках творческих работ, рисунков.
Формы проведения Тематика Задачи Участники Сроки
1. Родительские собрания. Формирование у старших дошкольников любви «к малой Родине» –  своему району.

Развитие чувства национальной гордости при изучении дошкольниками образцов художественных промыслов.

Роль экскурсий к памятным местам города в системе патриотического воспитания младших школьников.

Вооружать формами, методами и приёмами воспитания у детей любви и привязанности к «малой Родине».

Раскрыть роль и значение художественных промыслов для развития чувство национальной гордости, эстетического воспитания.

Вызвать интерес и желание совершать совместные прогулки по городу.

Воспитатели, родители, дети

Родители, дети, воспитатель-педагог ИЗО

Воспитатели, родители

октябрь

Январь

 

Апрель

2. Консультации Новый Уренгой – источник воспитания будущего Гражданина.
«Единство в работе детского сада и семьи по патриотическому воспитанию детей»
Побуждать родителей аргументировать свои высказывания по данной теме; пополнять знания родителей по краеведению. Воспитатели, родители В течение года
3. Домашние задания Мини-исследование «История названия улицы, на которой я живу» Вызвать интерес к изучению истории родного города; привлекать родителей к сотрудничеству с ребёнком. Родители, дети В течение года
4. Семейные экскурсии, целевые прогулки, походы. Экскурсии в городские музеи

Экскурсии в образовательные учреждения города (школа, музыкальная школа, школа  искусств, центр творчества)

Способствовать созданию сообщества родители и дети; формировать устойчивый интерес к изучению города Родители, дети В течение года
5. Праздники, развлечения, досуги «Осень золотая»
«Моя мама лучше всех» –  день Матери.
Спортивный праздник, посвященный Дню дошкольного работника
Викторина «Знатоки города»
Формировать конструктивные представления о современном досуге с детьми;
способствовать осознанию необходимости сотрудничества с детским садом, оказании помощи и поддержки в проведении мероприятий
Воспитатели, родители, дети В течение года
6. Выставки творческих работ, рисунков. «Здравствуй, Зимушка-зима!»

«Рождественский вернисаж» Выставка работ посвящённая Дню рождения детского сада.

Привлекать родителей к сотрудничеству с ребёнком, принимать активное участие в жизни группы, детского сада. Родители, дети, воспитатель-педагог ИЗО В течение года
7. Показательные мероприятия «Осенний бал»
«Новый год»
«Рождественские колядки»
«Мини-джентельмен»
«Мисс журавушка»
Привлечь к подготовке и проведению открытых мероприятий по темам Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя данную работу, я пришла к выводу, что дети стали больше интересоваться своим городом, жителями, достопримечательностями, знаменитыми людьми которые проживают в городе и на Ямале. Дети стали интересоваться своим семейным древом. Хорошо усвоили адреса, где они проживают.
Появился интерес детей больше узнать о природе Ямала. Усвоили символы России, Ямала, г Новый Уренгой. Стали интересоваться символами других стран.
Появилось чувство сопереживания  не только к себе но, и другим людям.

Анализируя данную работу, я считаю, что добилась ожидаемых результатов.