Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе "Заяц и его друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Обучающие задачи: Продолжать знакомить с обитателями осеннего леса; формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; формировать интерес к окружающей природе; учить использовать для лепки соленое тесто, делать "угощенье" для обитателей леса.
  • Развивающие задачи: Развивать доказательную речь детей (зачем меняет шубку заяц?), логическое мышление и воображение; т.е. отвечать на поисковые проблемные вопросы (что произошло бы, если бы заяц не сменил шубку?) Пополнять и активизировать природоведческий словарь детей. Развивать эстетические чувства, мелкую моторику рук с использованием вспомогательных предметов.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к животным, стремление помочь.

Материал. Игрушки: заяц, медведь, еж, белка, дятел; комнатные растения; картина "С кем дружит ель"; ваза блюдо, поднос, муляжи или натуральные овощи и фрукты; соленое тесто, клеенки, стеки, корзинки.

Музыкальное оформление: Музыка П.И. Чайковского "Золотая осень. Октябрь" из цикла "Времена года", аудиозапись "Звуки леса".

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Беседа о диких животных; д/игра "Что нужно для роста растения"; чтение русских народных сказок о животных; рисование животных; рассматривание серии картин "Дикие животные"; лепка овощей, фруктов.

Ход занятия

Дети подходят к уголку природы и замечают зайчишку среди комнатных растений.

- Дети, как вы думаете, почему к нам из леса прискакал зайчик? (Скоро зима. Заяц замерз в осеннем лесу.)

- Пусть зайчишка у нас погреется. Дети, давайте спросим зайку - все ли растения ему понравились в нашем уголке природы.

Заяц тихонько "говорит", что ему не понравилось одно желтое засохшее растение.

- Дети, почему это растение не понравилось зайцу? (Потому что оно пожелтело, заболело, засохло.)

- Расскажите, пожалуйста, как надо ухаживать за растениями, чтобы они не погибли. (Надо растение поливать, протирать листочки, рыхлить землю.)

Д/игра "Условия, необходимые для роста растения" (используются картинки с изображением: земли, солнца, дождя).

- Когда приходят гости, то как обычно встречают гостей? (Угощают!)

- Что любит кушать заяц? (Морковку, капусту.)

- К сожалению, морковь и капуста в лесу не растут. Конечно, заяц будет кушать и морковь и капусту, но в лесу он питается травой, корнями растений и корой деревьев.

- Давайте угостим зайку овощами, но для этого нам надо разделить продукты на овощи и фрукты.

Д/игр "Овощи и фрукты" (Дети выбирают из подноса овощи и кладут их на блюдо, а фрукты - в вазу. Используют в речи обобщающие слова "овощи- фрукты".

Рассматривание картины "С кем дружит ель"

- Дети, как вы думаете, почему эта картина понравилась зайке? (На этой картине изображено дерево - ель, и много лесных животных.)

- Правильно, заяц - дикое животное, лес - это его дом.

- У какого дерева прячется заяц? (у ели)

- Каких животных, кроме зайца, вы видите на картине? (белка, мышка, птицы)

- Где живут эти животные, называются домики этих животных? (Птицы строят себе гнездо, белка живет в дупле, мышь прячется в норе и т.д.)

- А где живет заяц? (У зайки нет дома, он прячется в сугробе).

- От кого прячется заяц, кто его враги? (От волка и лисы).

- Правильно, заяц - пугливое животное, особенно он, боится волка и лису, которые на него охотятся. Что еще помогает зайке спрятаться от врагов. (Заяц меняет шубку, летом шуба у него серая, а зимой- белая).

- А что было бы, если бы заяц не менял шубку? (Зайцу было бы плохо скрываться от врагов.)

Воспитатель делает вывод о том, что у зайца есть враги и есть друзья, т.е. те звери, которые ему не приносят вреда.

- А еще с гостями играют. Дети, я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Проводится пальчиковая гимнастика со вспомогательными предметами. У каждого ребенка на столе по одной счетной палочке. Палочка - "морковка", ребенок берет ее в левую руку. Правая рука- "зайчик", указательный и средний пальцы "ушки" зайчика. Большой палец, безымянный и мизинец складываются вместе - "мордочка зайчика".

"Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайки ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.
(рука постепенно захватывает палочку, пока она не оказывается в ладошке.)
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик".

- Дети, а почему загрустил зайчик? (Он вспомнил свой дом и друзей!)

- Давайте сделаем из теста угощение для зайца и его друзей и проводим зайца домой в лес.

Дети занимают свои места за столами и делают угощение из соленого теста для зайца и его лесных друзей.

Звучит музыка П.И.Чайковского "Золотая осень". Под музыкальное сопровождение дети занимаются лепкой. Один ряд лепит из теста грибочки, другой ряд лепит орешки, третий ряд лепит ягодки и т.д. Вылепленное угощение складываем в корзинки и идем в "лес".

Перед тем как "зайти в лес" вспоминаем правила поведения в лесу.

- Дети, как надо вести себя в лесу? (Не шуметь, не ломать деревья, не рвать цветы, не обижать животных.)

- Правильно, ведь мы идем в гости, лес - это дом диких животных. В лесу можно только наблюдать за жизнью растений и животных. Можно и подкармливать животных.

Дети садят зайку "на полянку", ставят угощение для зверей и слушают "Звуки леса" в записи.

Дети под музыку леса замечают у берлоги медведя, белочку на дереве, ежика у пенька, птиц.

Д/игра "Кто, где живет и чем питается"

В конце занятия дети прощаются с зайцем, приглашают его еще раз прийти к ним в гости.