Организация прогулок с детьми 2-й младшей и средней группы

Разделы: Работа с дошкольниками


На сегодняшний день методика организации прогулок разработана не в полной мере, несмотря на теоретическую проработанность вопроса и обилие методической литературы. Поэтому в течение года в составе инициативно-творческой группы «Экология», мы разработали конспекты прогулок для работы с детьми 2 младшей и средней группы осенью (Приложение 1), зимой (Приложение 2) и весной (Приложение 3). При составлении прогулок  мы учитывали, все требования ко всем видам наблюдения:

Цели и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда имеет познавательный характер, заставляет  ребенка думать, воспринимать, искать ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения мы опирались на небольшой круг  знаний детей, учитывали, что наблюдение должно дать детям новые знания. Постепенно расширяя и углубляя первичное представление.

В организации наблюдения мы предусматриваем систематичность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируется более полные, глубокие представления об окружающей природе.

Для того чтобы дошкольники получили больше впечатлений и приобрели практический опыт взаимодействия с природой, необходимо проводить прогулки и целевые экскурсии, наблюдения за живым объектом, организовывать опытническую деятельность и игры. Это и позволяет формировать у дошкольников более полное представление об окружающей действительности.

Одним из важнейших средств ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение и экспериментирование.

При планировании мы опирались, прежде всего на индивидуальные особенности воспитанников  своей группы, уровень их развития и практический опыт. Главное достоинство  методов экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных строках изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,  активируются его мыслительные процессы, т.к постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Нельзя не отменить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и  укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной  активности.

Поэтому нами были подобраны подвижные игры в соответствии с тематикой  и сезоном прогулки, а так же были запланированы игровые упражнения на  закрепление основных движений. Мы так же не забыли о необходимости развития мелкой моторики и включили в свои разработки игры на развитие мелкой моторики. К каждому наблюдению мы подобрали художественное слово.

Используемая литература:

  1. Буцинская П.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду».
  2. Веретенникова С.А. «Ознакомление детей с природой».
  3. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры  для ознакомления дошкольников с растениями».
  4. Дыбина О.В. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  5. Дыбина О.В. «Ознакомление с окружающим миром».
  6. Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать: Времена года».
  7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры».
  8. Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».
  9. Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев».
  10. Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольников в труде».
  11. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
  12. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми».
  13. Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке».