Двигательно-оздоровительные моменты в образовательном процессе с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым. Сколько огорчений приносит нам малыш, если он часто болеет. В ходе возрастного развития ребенка, если в семье не вспоминают о физической культуре, частые респираторные инфекции представляют опасность для здоровья. Закаленные дети менее подвержены простудным и другим заболеваниям.

Чтобы вырастить здорового, физически крепкого ребенка, нужно достаточно двигаться, восполнять потребность в движениях, нести определенную физическую нагрузку, при этом следует учитывать возрастные возможности малыша, степень сформированности тех или иных физических навыков.

С самого первого дня основания нашего МДОУ № 2 «Елочка» ЗАТО Видяево Мурманской области мы уделяем большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Их полноценного физического развития, повышения двигательной активности. Двигательная активность в раннем возрасте служит обязательным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов активного познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития ребенка.

Успешное решение задач полноценного физического развития детей зависит от создания условий для двигательной деятельности. Выявив наиболее удачные приемы и методы, подобрав и проанализировав литературу, поставила перед собой задачи:

  • Расширять и обогащать двигательный опыт детей в раннем возрасте.
  • Комплексно решать физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медицинскими работниками.
  • Воспитывать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

В начале года выявили индивидуальные возможности наших детей (их в группе 15 человек) С этой целью совместно с медицинской сестрой определили физические данные каждого: измерили рост, вес, окружность грудной клетки.   

На занятиях, в свободное время, на прогулке наблюдали за выполнением детьми основных движений: как ходят, бегают, прыгают, бросают мяч. Одни более подвижны, другие любят сидеть, малоактивны, требуют особого внимания. Провели диагностику двигательной подготовленности детей нашей группы.

Установили следующее:

  • детей с высоким уровнем усвоения движений – 0%,
  • детей с уровнем выше среднего – 16%,
  • детей со средним уровнем – 45%,
  • детей с низким уровнем – 39%.

Результаты обследований позволили определить основные задачи:

  1. Дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей детей обучать основным видам движений.
  2. Стимулировать самостоятельную двигательную деятельность детей, используя нестандартное оборудование, разнообразные методические приемы.
  3. Формировать положительные эмоции, интерес к активным движениям.
  4. Прививать навыки к здоровому образу жизни.

Наметила основные направления работы:

  • пополнить имеющее физоборудование;
  • разработать систему оптимизации двигательного режима для детей;
  • целенаправленно использовать условия семейного воспитания для совершенствования движений малышей.

Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи к нашей работе по физическому воспитанию мы составили анкету с такими вопросами:

  • Занимаетесь ли дома утренней гимнастикой?
  • Как предпочитаете отдыхать: дома у телевизора, с книгой, на природе?                      
  • Какой спортивный инвентарь имеется в вашей семье?
  • Какие игрушки предпочитаете приобретать ребенку?
  • Какие закаливающие процедуры используете для оздоровления организма?
  • Какой режим сна дома и совпадает ли он с детсадовским?
  • В какие подвижные игры играете с детьми?

Из опроса и анкет родителей мы выявили качество и уровень выполнения режима дня, оздоровительных мероприятий, условия для развития движений в семье. Анализ полученных данных показал, что физическое воспитание в целом осуществляется успешно. Но следует отметить отступления в организации оздоровления организма, прогулок и сна, а также непродуманный подбор игрушек для развития движений.

На первом родительском собрании порекомендовали, как организовать самостоятельную двигательную деятельность, рационально использовать игрушки и двигатели.

На консультации:

  • «На прогулку всей семьей» были даны советы, как одевать ребенка, чтобы он не перегрелся, но и не замерз, какие упражнения и подвижные игры провести с ним.
  • «Закаливание организма» – нахождение в помещении в соответствующей одежде, умывание прохладной водой (руки до локтей затем шею и лицо), сон при открытой форточке, контрастное обливание ног (сначала холодной водой – 24-25 гр., затем теплой – 36 гр. и вновь холодной.)

Конкретные и разнообразные знания о физическом развитии детей, родители получали знакомясь с содержанием папок-передвижек, ширм, популярной медико-педагогической литературы «Как предупредить простудные заболевания у детей», «Как закалять часто болеющего ребенка», «Как сделать прогулку ребенка интересной и содержательной»; оформлению стендов и фотостендов на темы «Одежда и здоровье детей», «Наши друзья – физкультура и спорт», «О рациональном питании» и т.д.

Создание оптимальных условий для успешного овладения основными движениями предусматривает увеличение двигательного компонента в режиме дня. Это гимнастика и вторая бодрящая гимнастика после сна,  организация прогулок с максимальным использованием физоборудования и игрушек-двигателей, стимулирование различных движений в утренний и вечерний отрезок времени.

Прогулка укрепляет здоровье ребенка, тренирует его организм в приспособлении к изменениям температуры, а отсюда – меньшая склонность к простудным заболеваниям. Условия нашего участка позволяют оборудовать площадку необходимым материалом:

  • Для упражнений в подскоках на торце веранды подвешивается игрушка или мячик (примерно на высоте 10-15 см выше поднятой руки ребенка);
  • Пособия для метания скатывать мяч с горки, прокатывать в воротики, по желобу, горизонтальной целью могут служить корзины, ящики, положенные на землю обручи и   т.д.
  • Гимнастические скамейки  учатся сохранять равновесие, спрыгивать с них.
  • Беговая дорожка по периметру площадки оздоровительный бегтренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости и суставы, улучшает газообмен

Вторая гимнастика облегчает переход от сна к бодрствованию, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Бодрящая гимнастика позволяет детям начинать движения еще в спальне: они начинают делать упражнения в кроватках (потягивание, «велосипед»,  поглаживание животика, растирание ушек, щечек, носика и т.д.)  далее выполняются дыхательные упражнения на ковре и ходьба по ребристой дорожке. Упражнения выполняются в облегченной одежде (трусиках, майке), босиком. (Рисунок 1) Дыхательную гимнастику провожу для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

Рис.1

Рисунок 1

Вот некоторые дыхательные упражнения, которые  предлагаю детям по физическому воспитанию.

Упражнение "Часики".

Воспитатель имитирует ход маятника часов, говоря "тик-так". Дети поднимают руки вверх, в стороны – вдох и опускают их – выдох. Повторить (10-12 раз).

Упражнение "Трубач".

И.П. – стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить (4-6 раз).

Упражнение "Петух".

И.П. – стоя, одна рука – на животе, другая – на груди. Втянуть живот и набрать воздух – вдох. Выдыхая, выпячивать живот – выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).

Упражнение "Паровозик".

Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".

Упражнение "Насос".

При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с произнесением звука "с-с-с" – насос), при выпрямлении – вдох (6-8 раз).

Кидание мяча

Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх и бросить мяч вперед на вдохе со звуком  "у-у-ух". Повторить (5-6 раз). (Рисунок 2)

Рис.2

Рисунок 2

Потребность в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Создав условия для того, чтобы дети могли двигаться, сколько хотят, продумываю целесообразность расположения оборудования эффективные методы руководства, чтобы двигательная деятельность была содержательной и интересной. Организуя ее в игровой форме, подчиняла одному сюжету. Например, к детям пришел Мишка и пригласил их к себе в гости в лес. Идя в гости, дети преодолевали ряд препятствий: проходили по мостику, перепрыгивали с кочки на кочку, перелезали через дерево, перешагивали через ручеек (Рисунок 3).

Рис.3

Рисунок 3

Многообразие двигательной деятельности строю на основе их индивидуальных особенностей, внимательно присматриваюсь к каждому. Детей подвижных, лучше развитых физически приобщаю к выполнению более сложных упражнений, опираясь на их возросшую самостоятельность. С робкими, малоактивными работаю индивидуально, замечаю и поощряю любые двигательные проявления.

Закреплению двигательных навыков способствуют активные действия детей с пособиями и оборудованием физкультурного уголка: тоннелем, дорожками из клеенки, сухим бассейном, кеглями, мячами, обручами и др. (Рисунок 4).

Рис.4

Рисунок 4

Для поддержания интереса малышей применяю различные методические приемы. Наиболее соответствуют восприятию детей наглядные и показ в сочетании со словесной инструкцией и непосредственным выполнением движений ребенком,  использование имитации (подражание движениям животных, птиц), зрительных ориентиров – игрушек, звуковых сигналов (звучание колокольчика, бубна, барабана) и др.

Показ осуществляю сама. Детям нравится действовать вместе с воспитателем. Подражание взрослому, является стимулом для правильного выполнения движений. Для поднятия их эмоционального настроения использую музыку в группе. Малышам нравиться выполнять имитационные движения: подлезать под дугу на четвереньках как собачки, бегать как лисички, прыгать как зайчики.

Для повышения заинтересованности детей, формирования положительных эмоций использую художественное слово. Например:

«Мячик новый есть у нас,
Мы играем целый час,
Я бросаю, ты поймай,
А уронишь – поднимай»

Дети очень любят, когда их хвалят: «Молодец, Оленька не замочила ножки, перепрыгнула через ручеек». Таня, Артем, Вика любят упражнения с мячом, хорошо бросают и ловят его, я поощряю: «Ловко бросил мяч, а теперь лови, не урони».

Благотворное влияние на усвоение детьми разнообразных движений оказало использование различных методических приемов, преемственность в работе детского сада и семьи, применение всевозможных физкультурных пособий, четкое выполнение двигательного режима.

Проведенная работа по активизации двигательной деятельности наших воспитанников способствовала улучшению их физического развития, укреплению здоровья (об этом свидетельствуют сравнительные данные антропометрии осенью и весной). Они заметно выросли, окрепли.

В усвоении движений мы увидели явное продвижение по сравнению с началом учебного года. Детей с высоким уровнем усвоения движений – 37%, выше средним уровнем – 60%, средним уровнем – 3%, низким уровнем – 0%.

Процесс обучения детей движениям сложен и длителен, поэтому предстоит в дальнейшем совершенствование усвоений движений.