Введение в курс "Нравственные основы семейной жизни"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Коллектив средней общеобразовательной школы №14 г. Нягани Тюменской области работает по программе развития "Школа возрождения".

Реализация Программы “Школа возрождения” предполагает открытость школы для позитивного воспитательного опыта Православной церкви как фактора развития отечественной культуры. В рамках этой Программы мною преподается курс "Нравственные основы семейной жизни".

Авторы – составители экспериментального курса:

Моисеев Д.А. – иерей, священник г. Екатеринбурга, кандидат биологических наук;

Монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.

Авторами предоставлен очень ценный, уникальный по содержанию материал, (огромное им за это спасибо), однако, на мой взгляд, он скорее ориентирован на учащихся гимназических классов и учащихся воскресных школ, необходим для педагогов и родителей. Как много мы не знаем!

Содержание курса адаптировано к условиям нашей школы, с учетом того, что:

1) Школа не призывает к воцерковлению – это дело семьи и лично каждого человека – она, как уже было сказано выше, готовит их к созданию крепкой, счастливой семьи через введение старшеклассников в систему семейных ценностей, традиционных для нашего Отечества;

2) Программа рассчитана на 2 года обучения, а нам хотелось дать основы курса и для нынешних выпускников-учащихся одиннадцатых классов.

3) На уроках часто использую фильмы – беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев.

Поэтому пришлось какие-то темы объединить, какие-то, наоборот, расширить дополнительными материалами;

Примером такой адаптации является первое занятие, которое вводит учащихся в курс "Нравственные основы семейной жизни":

1. Составлена презентация с одноименным названием, для того, чтобы заинтересовать учащихся и дать представление об особенностях и содержании курса.

2. Рекомендованный авторами фильм В. Яцкина "Под солнцем" о судьбе двух молодых людей (музыкант и миллионер Курт Кобейн, покончивший жизнь самоубийством и знаменитая пианистка Полина Осетинская) заменен фильмом того же автора "Пролог". В нем рассказывается о судьбах детей из неблагополучных семей, ставших беспризорными, старшеклассники задумываются о причинах несчастия героев фильма. Этот фильм, на мой взгляд, более близок к теме.

Конспект занятия для старшеклассников: "Введение в курс "Нравственные основы семейной жизни"

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах появится
такой предмет, как "Этика и психология семейной жизни",
но чтобы в отличие от старого, советского варианта,
он отражал православный взгляд на семью.

Протоиерей Илия Шугаев.
Из книги "Один раз на всю жизнь".

Цели: Познакомить и заинтересовать учащихся содержанием курса "Нравственные основы семейной жизни"; помочь учащимся правильно осмыслить понятия "счастье", "семья", "смысл жизни";

Оборудование: аудиозапись песни в исполнении Анны Герман "Сумерки" (3 мин. 21 сек.),  фильм В. Яцкина "Под солнцем" – часть 6. "Пролог"(23 минуты),  презентация "Нравственные основы семейной жизни" (см. материал на диске),  бланки анкеты ЦЗМ "Колыбель" г. Екатеринбурга (см. Приложение 1) [5].

Ход занятия

1. Музыкальный эпиграф (3 мин. 21 сек):

прослушивание аудиозаписи песни в исполнении Анны Герман "Сумерки".

2. Беседа (7 минут):

– О чем эта песня? Ответы учащихся: о любви, о природе, о сумерках, о счастье.
– Каким же видит исполнительница счастье? Ответы учащихся: счастье приходит неожиданно; оно во всем; это любовь; это свидание с любимым; это тишина вокруг и тишина в душе, покой; это понимание без слов;
– Согласны ли вы с таким пониманием счастья? Что для вас счастье? Ответы учащихся: счастье, когда тебя понимают близкие люди; когда дома в семье все хорошо; когда люди любят друг друга; когда заболел и потом выздоровел; мы не замечаем, что были счастливы, пока не встретимся с несчастьем.

Учитель: Хочется процитировать слова французского литератора и философа 18 века Гельвеция о том, что "Двумя обычными причинами несчастья людей являются: 1) незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми; 2) мнимые потребности и безграничные желания". Мы не раз еще вернемся к теме счастья и у вас будет возможность высказать свою точку зрения.

3. Постановка темы и цели урока. (1 минута)

Учитель: Мы начинаем изучение нового курса, оценку по которому вам поставит сама жизнь. Будете ли вы счастливы в семейной жизни или нет, зависит во многом от вас самих. Мы постараемся с вами посмотреть на семейную жизнь взрослым взглядом, без идеализации и запугивания. На наших занятиях мы постараемся быть друг с другом честными. Будем вести диалог, активно обсуждать проблемы, которые будут сформулированы в теме урока [5]. Более подробно о курсе вы узнаете из презентации.

4. Просмотр презентации "Нравственные основы семейной жизни". (8 минут)

Слайд 1. Титульный.

Слайд 2. Информация об авторах-составителях.

Далее учитель сопровождает просмотр презентации комментариями:

Слайд 3. Семья одна из самых важных ценностей в жизни каждого человека. Ведь в семье рождаются и воспитываются дети, передается духовный, нравственный, культурный опыт новому поколению, оказывается психологическая помощь ее членам.

Вместе с тем, семья – основа любого государства. Пока крепка семья, государство будет сильным.

Слайд 4. К сожалению, в настоящее время, в российском обществе, да и во всем мире наблюдается кризис семейных отношений:

– начиная с 90-х годов, в России социологи фиксируют отрицательный прирост населения;
– уже почти 20 лет смертность в России превышает рождаемость;
– количество заключаемых браков равно количеству разводов;
– 1/3 детей воспитывается в неполной семье;
– разрушается престиж и традиционный уклад семейной жизни;
– о семье формируются ложные мнения и установки,
– насаждается ориентация на культ потребления и получения удовольствий под девизом "Бери от жизни все!" И в содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем и о детях. Наверное, вы согласитесь, что "физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится" [5]. Для того, чтобы укрепить основы семьи, поддержать будущие семьи мы решили ввести в нашей школе преподавание этого курса.

Слайд 5. Цель курса: Введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка старшеклассников к созданию крепкой, счастливой семьи.

Слайды 6-7. Разработчиками курса поставлены задачи:

– познакомить учащихся с ценностями и нормами семейной жизни;
– способствовать формированию традиционных и собственных семейных ценностей у учащихся;
– снижать риски на пути к созданию будущей крепкой и счастливой семьи;
– обучать основам психологической безопасности в семье;
– помогать старшеклассникам в решении жизненных проблем;

Слайды 8-9. Новизна и изюминка элективного курса в том, что практически на каждом занятии, мы будем рассматривать изучаемый материал с точки зрения психологии и педагогики, православной религии, культуры, социологии и медицины. Особенностью курса является его направленность на перспективу вашей жизни. То есть, полученные знания вы сможете применить в будущем. Однако многие знания пригодятся вам уже сейчас.

Слайды 10-11. У нас есть учебники для учащихся, хрестоматия. Курс снабжен мультимедийным приложением. В нем есть контрольные задания для, диагностические материалы, тематический словарь, дополнительный материал для любознательных.

Слайд 12. Программа рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю.

Материал делится на 3 раздела: "Личность и межличностные отношения", "Возрасты семьи", "Я – семья – общество".

Слайд 13. Общая тематика занятий – что такое счастье и как его достигнуть.

Д/З. Дома вам нужно заполнить анкету (Приложение 1), которая поможет нашей работе в течение всего года [5].Принести ее нужно будет к следующему уроку. Отвечать следует искренне. Вы можете менять почерк. Анкета анонимная, достаточно в конце анкеты указать ваш возраст и пол.

Слайд 14. В I разделе “Личность и межличностные отношения”,

Слайд 15. Вы будете изучать себя.

Слайд 16. Познакомитесь с особенностями подросткового и юношеского возраста, откроете для себя тайну половых различий. Узнаете, почему мужчины и женщины ведут себя так по-разному. Дадите характеристику мужественности и женственности, определите, как эти особенности проявляются в семейных отношениях, как влияют на климат в семье.

Слайд 17. Вы узнаете о настоящей дружбе, о том, какой должна быть любовь между супругами.

Слайд 18. Во II разделе изучаются возрасты семьи.

Слайд 19. Программой предусмотрены беседы о предбрачном периоде. Мы будем дискутировать по поводу его оптимальной продолжительности и о том, как влияет ранний сексуальный опыт на счастье будущей семьи.

Слайд 20. Узнаем, что человек для семейной жизни ищет не просто свою половинку, он соединяет два разных рода, чтобы дать жизнь новой ветви. И к этому нужно подходить очень ответственно. Мы будем разбираться в том, кто должен быть главой семьи, какова роль мужчины и женщины в семье, исходя из того, что написано в Священном Писании: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника...".

Слайд 21. И конечно, о свадьбе – Дне рождения новой семьи, когда ранее чужие друг для друга люди не просто становятся родней, а "... оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть". На этом занятии дается понятие о различиях гражданского и церковного брака, раскрывается духовный смысл Таинства венчания.

Слайд 22. Еще одна трепетная тема "Семья в ожидании ребенка". Ведь первый опыт любви и счастья дети получают в родительской семье.

Слайд 23. И, наконец, III раздел: Я – семья – общество.

Слайд 24. Здесь мы будем анализировать трудности первого года семейной жизни, причины и последствия разлада семейных отношений, пути их преодоления. Познакомимся с основами психологической безопасности в семейных отношениях.

Слайд 25. На заключительных занятиях программой предусмотрены темы о христианской семье, о святых покровителях семьи, о святых семействах. На этих примерах и на примерах известных вам семей вы раскроете для себя секреты супружеского долголетия.

Слайд 26. Беседы, лекции, диспуты, анкетирование и тестирование, просмотр видеофильмов, написание творческих работ помогут нам сделать занятия интересными и содержательными.

Слайд 27. Оценку по предмету вам поставит жизнь.

Слайд 28. Спасибо за внимание и будьте счастливы!

5. Обсуждение (2 минуты):

Какие темы в программе показались вам особенно интересными, почему?

6. Подготовка к просмотру фильма. (1 минута).

Учитель: Одним из главных из главных предназначений семьи является хранение и приумножение любви. Семья это малая Отчизна, где ничто не является чужим, на все простирается личное переживание. Семья есть тихая пристань, в которой находит отдых и утешение расстроенное сердце человека. Семья – это универсальный мир, который должен защищать человека от всех неурядиц жизни. То, что разрушает семью, есть покушение на полноту и само существование человеческой жизни. Фильм поможет вам еще раз задуматься о том, что же такое человеческое счастье.

Бог наделил человека свободной волей. Мы сами делаем выбор, по какому пути пойти. Но мы сами будем отвечать за свое решение. Все люди хотят быть счастливыми. Но не у всех это получается. Сейчас вы посмотрите отрывки их фильма о судьбах беспризорных детей и не только о них. Выводы делайте сами. Ваше мнение вы сможете высказать на следующем уроке [5].

7. Просмотр фильма В. Яцкина "Под солнцем" – часть 6. "Пролог"(23 минуты).

В заключение хочется выразить свою глубочайшую признательность авторам курса, коллегам по работе в школе, а правильнее сказать, единомышленникам за все то, что с нами происходит. У нас есть общее дело, есть замечательные цели, мы вместе развиваемся, познаем тайны православия, изучаем культуру России, становимся компетентнее в плане духовно-нравственного воспитания и образования наших детей.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.
  2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005.
  3. Василий Ирзабеков. Тайна русского слова. “Даниловский благовестник”, г. Москва, 2008.
  4. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Монахиня Нина Крыгина, священник Д. Моисеев. Нравственные основы семейной жизни. Материалы для проведения уроков. Екатеринбург. 2008.
  6. Монахиня Нина Крыгина, священник Д. Моисеев. Нравственные основы семейной жизни. Хрестоматия по учебному курсу. Екатеринбург. 2008.
  7. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены – М. “Покров”, 2010.
  8. Шугаев Илия. Один раз на всю жизнь. М. 2011.

Материалы сайта pravoslavie.ru.

Приложение 1.

Дорогие друзья! Просим высказать свое мнение по вопросам "искренне, как на сердце лежит".

  1. Как Вы думаете, что такое счастье?
  2. Вы ощущаете себя счастливым человеком?
  3. Если нет, что Вам мешает стать счастливым?
  4. Для чего человек живет?
  5. Какая она настоящая любовь?
  6. Что разрушает любовь?
  7. Что помогает любовь сохранить?
  8. Что для Вас важнее, чтобы любили Вы или любили Вас?
  9. Как Вы думаете, почему во многих культурах мира осуждаются близкие отношения между мужчиной и женщиной до брака?
  10. Считаете ли Вы допустимым для себя пробный брак?
  11. Назовите пять качеств настоящего мужчины?
  12. Назовите 5 качеств настоящей женщины?
  13. Хотели бы Вы в будущем создать семью?
  14. Какой Вы представляете себе будущую жену (будущего мужа)?
  15. Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?
  16. Считаете ли Вы необходимым хранить верность в супружестве? Объясните любой свой ответ.
  17. Какие качества встречаются чаще всего у современных мужчин?
  18. Какие качества встречаются чаще всего у современных женщин?
  19. Как Вы относитесь к тому, чтобы прожить с одним супругом (супругой) всю жизнь?
  20. Вы знаете о существовании законов материального мира (из физики, математики, химии и т. д.) Они действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет (например, закон всемирного тяготения или теорема Пифагора). Знаете ли Вы о том, что есть нравственные законы? Если да, – назовите их.
  21. Считаете ли Вы, что нравственные законы действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет?
  22. Как Вы думаете, к чему приводит нарушение нравственных законов?
  23. Что такое целомудрие по Вашему мнению?
  24. Ваше отношение к девственности юношей и девушек (объясните).
  25. Кто из мужчин современности или истории является для Вас идеалом?
  26. Кто из женщин современности или истории является для Вас идеалом?
  27. Ваш возраст.
  28. Ваш пол.

Спасибо Вам за искренние ответы!