Интегрированный урок в начальной школе (математика + ПДД) по теме "Чтение и запись трехзначных чисел"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока.

  1. Научиться читать и записывать трёхзначные числа с отсутствующим разрядом десятков, закрепить знания, полученные на уроках математики.
  2. Пропагандировать знания по правилам дорожного движения.
  3. Формировать положительную мотивацию к изучению правил дорожного движения.

Задачи урока.

Образовательная. Научиться читать и записывать трёхзначные числа, закрепить вычислительные навыки, умение сравнивать; закрепить умение решать задачи, формировать интерес к процессу познания. Расширить познания детей о назначении дороги.

Развивающая. Развивать смекалку, находчивость, память, мышление, умение ориентироваться в сложных ситуациях на дороге. Развивать вычислительные навыки, умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы. Развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь. Развивать самоконтроль.

Воспитательная. Создание благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности; развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать усидчивость уверенность в своих возможностях, трудолюбие. Ориентировать учащихся на ответственное изучение правил дорожного движения. Воспитывать уважение к участникам дорожного движения.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока “Название и запись трёхзначных чисел”.

Демонстрация слайдов “Нарушение ПДД” (тревожная музыка).

Внимание! Получена телефонограмма от дорожно-патрульной службы о том, что в городе сложилась тревожная обстановка на дорогах. Зафиксировано большое количество происшествий. Работники службы предполагают, что правила дорожного движения знают все и просят учеников 2 класса провести исследование, так ли это. Тема исследования - “Дорога ошибок не прощает”. (Текст может прочесть учитель, или он прозвучит в презентации)

Итак, перед нами выдвинута гипотеза, что правила дорожного движения знают все. Гипотеза - это предположение. Мы должны проверить, верна ли она.

Цель нашего урока - провести исследования непосредственно в городе с помощью математических расчётов. Мы будем считать, сравнивать величины, вычислять длину маршрута ломаной, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Для записи результатов работы у каждого из вас подготовлен листок исследований.

План исследований на доске и у вас он тоже есть.

1. Какой первый этап исследований? (ПДД и математические расчёты)

  • Кто умеет управлять велосипедом? Какое число состоит из 1 десятка и 4 единиц? (Ответ детей). Запишем это число на листке исследований с комментированием. Именно с 14 лет велосипедисту можно выезжать на дорогу.
  • А теперь ответьте, если ребёнку 8 лет, сколько лет ему ещё запрещено выезжать на дорогу? Запишем это в лист исследований.
  • На перекрёстке водитель скорой помощи проехал на красный свет, спеша на помощь к больному. Сколько допущено нарушений?
  • Сколько световых сигналов у транспортного светофора добавьте к этому числу пять десятков и запишите, что получится?
  • Сколько световых сигналов у пешеходного светофора. У вас есть два сигнала пешеходного светофора. Поднимите разрешающий сигнал. Поднимите запрещающий сигнал. К двум сигналам пешеходного светофора прибавьте 7 десятков и запишите число.
  • Зелёный сигнал горит на пешеходном светофоре 18 секунд, а красный – 20 секунд. За сколько секунд пешеход должен успеть перейти дорогу?
  • Инспектор дорожно-патрульной службы зафиксировал до обеда 2 дес. случаев превышения скорости, а после обеда 3 случая. Сколько правонарушений за день зафиксировал инспектор?
  • 184 школьника перешли дорогу под знаком пешеходный переход, а пятеро в удобном месте. Сколько школьников нарушили правила дорожного движения?

Если расставить ответы в порядке возрастания, то получим световое регулирующее устройство на дороге.

18 – О

72 – Р

53 – О

14 – Т

23 – Ф

0 – С

6 – Е

5 – В

 

С

В

Е

Т

О

Ф

О

Р

0

5

6

14

18

23

53

72

Прочтём хором название устройства.

Внимание! На одном из перекрёстков нашего города сломался светофор. Есть два мнения.

Если согласны с одним из них, поднимите зелёный сигнал, если нет – красный.

  • Сломался светофор? Ничего страшного машины как-нибудь разъедутся.
  • Сломался светофор? Необходим срочный ремонт! Дорога ошибок не прощает! Молодцы!

Можно ли сказать, что на этом этапе все участники знают правила дорожного движения?

2. Какой следующий этап исследований. (Зебра – это лошадь?)

А теперь слушайте сказку. Жила-была Зебра. Только вот жизнь у нее была необычная. А все потому, что и Зебра была не совсем обычная. Вот вы, конечно, подумали о такой полосатой черно-белой лошадке, которая скачет себе по саванне, траву ест. А вот и не угадали.

Наша Зебра не скакала по полям она лежала на дороге и защищала пешеходов от автомобилей. И была она простой дорожной разметкой, и называлась довольно скучно – пешеходный переход. Но защитить зебра может только внимательных и собранных пешеходов. Даже на пешеходном переходе дорогу надо переходить быстро, внимательно и только на зелёный сигнал. А кто запомнил, сколько секунд горит зелёный сигнал светофора?

У каждого из вас в листке исследований математическая зебра. Вы должны выполнить задание пока горит разрешающий сигнал светофора. Внимание! Начали!

Проверка успешного перехода улицы.

Внимание! Назовите самое маленькое число. Из каких цифр оно состоит? Найдите сумму цифр. Назовите соседей числа.

  • Сколько в числе сотен, а как графически это изобразить?
  • Сколько в числе десятков, а как графически?
  • Сколько единиц? А как графически?

В графической модели исчезают маленькие треугольники.

  • Что изменилось в графической модели?
  • Что обозначают маленькие треугольники?
  • Какое число получилось?

Сегодня на уроке мы будем читать особенные числа, в которых отсутствует разряд десятков. Какая цифра обозначает отсутствие разряда.

Переведите графическую модель на числовой язык… . Какие цифры используют в записи числа? Почему в разряде десятков стоит 0? (Три числа)

Что общего у всех чисел?

Что обозначает этот 0?

А теперь запишите число, состоящее из 7 с и 4 е.

4. Какой следующий этап наших исследований? (Опасная дорога!)

По данным ДПС наиболее частыми причинами ДТП являются:

- невнимательность участников движения;

- незнание ПДД;

- плохая дорога.

Мы должны выяснить, какая дорога наиболее опасна?

Представьте себе, что вы водитель и мчитесь на большой скорости по шоссе. Перед вами неожиданно возникает препятствие. Что нужно сделать? (Ответ)

Верно, затормозить. Но при этом машина останавливается не сразу, а проезжает ещё несколько метров. Этот путь называется тормозным. И чем больше скорость, тем больше тормозной путь.

На сухой дороге он - 40 м.

На мокрой – 52 м.

Сравните.

На мокрой дороге - 52 м.

На обледенелой – 86 м.

Сравните.

Вывод исследований “Наиболее опасная… дорога”

5. Какой следующий этап нашего исследования? (Поведение в общественном транспорте)

Правила поведения определим сигналами. Если согласны с утверждением, поднимите зелёный сигнал. В противном случае – красный!

  • Будь внимательным!
  • Уступи место старшим!
  • Растолкай всех и выбери лучшее место у окна!
  • Держись за поручни!
  • Если жарко, высунь голову в окно!
  • При выходе из транспорта переходи дорогу только тогда, когда транспорт уедет!
  • Оплачивай проезд!

У каждого из вас проездной билет, его необходимо заполнить. Приготовьте сигналы. Как только вы увидите свой ответ у меня в руках, поднимите сигнал. Молодцы!

Наш автобус отправляется по маршруту из пункта “А” в пункт “Г”.

  • Как называется геометрическая фигура, по которой проложен маршрут?
  • Сколько звеньев в ломаной?
  • Назовите самое короткое звено, Самое длинное звено.
  • Вычислим длину маршрута.
  • …., озвучь решение задания.

Итог.

  • Какая гипотеза была выдвинута в начале урока?
  • Подтвердилось ли это предположение полностью?
  • На каких этапах мы обнаружили нарушения?
  • Какие числа мы сегодня учились называть и записывать?
  • Прочтите число, по графической модели.
  • Какое число состоит из 5д и 3 е?
  • Нужно ли знать правила дорожного движения?

Наш урок подходит к концу. Я хочу узнать ваше мнение об уроке.

Выберите изречение, с которым вы согласны и поднимите зелёный сигнал, а если не согласны – красный.

  • Мы многое узнали, и нам ещё многое предстоит узнать.
  • Мы уже всё знаем и можно больше ничего не изучать
  • Правила дорожного движения необходимо знать всем.

Подпишите свой листок и оставьте себе на память.

Внимание! Получено письмо!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, инспектор дорожно-патрульной службы Степан Степанов, решил написать вам письмо.

Прежде всего, желаю вам успехов в учении. Но не забывайте про безопасность на дороге.

  • Ходите только по тротуару.
  • Переходите улицу на пешеходном переходе и только на зелёный сигнал светофора.
  • При переходе посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
  • Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
  • Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы!
  • Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям только с 14 лет.

Соблюдайте правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким!

Помните! Дорога ошибок не прощает!

Инспектор Степан Степанов приготовил для вас памятку с самыми важными правилами дорожного движения. А ещё специальный фликер, который можно прикрепить на куртку, портфель, чтобы вы были заметны для водителя автомобиля даже в темноте.

Приложение 1. (Классная работа)

Приложение 2. (Письмо инспектора)