Некоторые приемы обучению произношению на начальном этапе. Из опыта работы

Разделы: Иностранные языки


Первый год обучения иностранному языку особенно труден для учащихся. Как один из приемов облегчения усвоения материала на этом этапе становится игра. Для учащегося младшего школьного возраста игра – привычный вид деятельности, основной способ взаимодействия ребенка с миром: она помогает лучше запомнить большее количество пройденного материала и делает его для ребенка более понятным и доступным. Возникающие в игре трудности преодолеваются ребенком легко, в игре включается механизм соревнования, соперничества, учащимся движет желание победить.

О важности игрового элемента в учебном процессе говорит значительное количество публикаций по этому вопросу. В моей статье затронут аспект обучения произношению на начальном этапе изучения иностранного языка. Это сложный и кропотливый процесс. Игровая деятельность позволяет закрепить изученный материал легче и в большем объеме, навыки и умения формируются быстрее. Этот прием – обучение с удовольствием – является краеугольным камнем фундамента прочных знаний ребенка, делая познавательную деятельность доступной и понятной любому ученику.

Положительное влияние на учебный процесс игровых приемов способствует увеличению словарного запаса, закреплению ранее полученных знаний и умений. Этот прием позволяет достаточно легко отработать интонацию, произношение, одновременно развивая фантазию и творческие способности ребенка.

Основываясь на собственном опыте, мне кажется заслуживающим внимания следующие рекомендации:

  • При проведении подобных уроков учитель отбирает содержательный компонент с учетом накопленного лексического материала:
  • Используются персонажи сказок, понятные для детей образы.
  • Готовится наглядный материал (таблицы, рисунки, игрушки, транскрипционные значки и т.д.), что позволяет ребенку включаться в игру с большим удовольствием, это способствует гуманизации педагогического процесса, столь актуального в последнее время.

Следующие приемы работы над произношением на начальном этапе обучения английскому языку мне показались интересными: когда вводится буква или буквосочетание, учащиеся должны уметь произносить букву (буквосочетание ), знать транскрипцию и уметь назвать слова, в которых эта буква или буквосочетание встречается.

Для себя я сделала список слов, в которых встречается тот или иной звук, и при изучении букв я просила учащихся назвать букву и звук (или звуки), которые дает эта буква. Для убыстрения процесса использовалась наглядность.

Например, буква А a.

Я показываю учащимся эту букву и прошу:

Children, name the letter – А а.

Sound the letter [ei], [?], Затем я показываю транскрипционные значки: сначала [ei], потом [?] What words with this letter do you know?
Можно прикрепить транскрипционный значок к магнитной доске и ниже – картинки со словами, в которых этот звук встречается:

[ei]   [ᴂ]  
baby
Kate
plate
plane
table
lazy
cake
Jane
name
apron
May
tasty
take
snake
cage
Попутно можно задать вопросы:
“Ребята, а каким бывает пирог?” Учащиеся отвечают: “Tasty”.
“ А каким может быть нерадивый ученик?”– “Lazy.”
“ Что надевают на кухне, когда готовят, чтобы не испачкаться?”– “Apron.”

 

apple
cap
sad
parrot
man
rabbit
lamp
salad
hat
tram
van
black
Попутно можно задать вопросы: “А какой это цвет?” (показывается карточка ) – “Black .”
Показывается картинка печального человека – “Скажите, какое у него настроение?” – “He is sad.”

Буква Е е.

Name the letter. Sound the letter [e], [i:]. What words with this letter do you know?
На доску прикрепляются транскрипционные значки и картинки со словами, в которых эти звуки встречаются.

[e]   [i:]  
egg
bed
kettle
neck
dress
red
egg
hen
pet
desk
pen
pencil
wet
Показывается картинка веселого человека: “Ребята, как мы называем этого человека?”– “A merry man.”

“ Какой бывает погода, когда идет дождь?”– “Wet.”

tea
eat
sleep
green
sweet
teeth
three
tree
cream
tea-spoon
tea-pot
bee
Pete
meet
keep
pea
Показывается карточка:
“А какой это цвет?” – “Green.”

Показывается конфета: “Ребята, а какой обычно бывает конфета?” – “Sweet.”

“А если каждый день есть много конфет, что можно испортить?”– “Teeth.”

Такие занятия носят не только образовательную, но и воспитательную функцию, они заставляют ребенка практически применять имеющиеся знания, задания заставляют ребенка задуматься над тем, что и как он делает.

Буква I i.

Name the letter.
Sound the letter [ai], [i]. What words with this letter do you know?

[ai]   [i]  
bike
tie
fine
kite
tiger
pie
Mike
Hi!
I
“Что дети любят есть, приходя в гости к бабушке?”– “Pies.” big
Tim
Bill
little
kitten
pig
slipper
ship
milk
picture
fish
dish
“Что надевают, когда приходят домой?” – “Slippers.”

Буква О о.

Name the letter – O o.
Sound the letter – [ ou ], [ ? ]. What words with this letter do you know?

[ ou ]   [?]  
boat
coat
soap
crow
goat
snow
note
rose
nose
sofa
soldier
“Из чего дети любят лепить снежки зимой?” – “Snow.” cock
box
sock
doll
bottle
pot
clock
block
frog
dog
pond
forest
“Какой человек вызывает уважение?” – “Honest.”

Буква U u.

Name the letter – U u.
Sound the letter – [ju:] , [?] , [?]. What words with this letter do you know?

[ju:]   [?]   [?]  
tulip
cucumber
duty
music
suit
Tuesday
“Какой цветок очень популярен в Голландии?” – “A tulip.” put
pull
push
full
“Как перевести на английский язык “ Тяни – толкай ”? – “Pull and Push.” bus
bun
cup
butter
nut
funny
sunny
sunflower
puzzle
puppy
duck
gun
drum
plum
(Показывается картинка маленького пушистого щенка). “Как можно назвать этот маленький пушистый комочек?” – “A funny puppy.”

Буква Yy.

Name the letter.
Sound the letter [i], [ai], [j]. What words with this letter do you know?

[i]   [ai]   [j]  
merry
berry
teddy
baby
Granny
pony
Betty
“Кто лучше всех в семье печет пирожки?” – “Granny.” my
butterfly
dry
bye
“Какое насекомое носит название “Адмирал”, “Павлиний глаз”? – “A butterfly.” yard
yes
yellow
young
“Какого цвета солнце?” – “Yellow.”

Учитель показывает буквосочетание sh.

Name it.
Sound it [ʃ].
What words with this combination of letters do you know?
Dish, fish, radish, ship, shoe , mushroom, brush, eyelashes.

Учитель показывает буквосочетание ch .

Name it.
Sound it [ʧ].
What words with this combination of letters do you know?
Chicken, chess, China, chips, cheese, cheek.

Учитель показывает буквосочетание th.

Name it.
Sound it [ð] , [ϴ].
What words with this combination of letters do you know?

[ ð ]   [ ϴ ]  
they
then
their
the
Определенный артикль в английском языке. The. thin
thick
three
Thursday
thorn
think
“У писателя Чехова есть рассказ “Толстый и тонкий”. Переведите его на английский язык.”– “Thick and Thin”

Учитель показывает буквосочетание сk.

Name it.
Sound it [k].
What words with this combination of letters do you know?
Nick, Jack, clock, block , brick, duck, lock, pick, lick, cricket, sick, и т. д.

Учитель показывает буквосочетание ar [a:].

What words with this combination of letters do you know?

(а + r) [а:]  
March
mark
farm
car
star
park
“Назовите первый месяц весны”. – “March.”

Учитель показывает буквосочетание ir [з:].

What words with this combination of letters do you know?

(i + r) [з:]  
girl
bird
circus
dirty
shirt
skirt
“Где выступают клоуны?” – “A circus.”

Учитель показывает буквосочетание or [o:].

What words with this combination of letters do you know?

o + r) [o:](  
horse
shore
short
corn
bore
more
“Без чего нельзя себе представить ковбоя?” – “A horse.”

Таким образом можно отработать любые буквы и буквосочетания.

Знание слов расширяет словарный запас учащихся, помогает им построить четкую систему взаимосвязи букв и звуков и проассоциировать слова с транскрипционными значками.

Чтобы разнообразить и оживить урок, можно воспользоваться таким заданием:

из цветного картона, размером А4, вырезаются облака. На каждое облако наклеиваются буквы, например, на синее B – L L, на красное – P – N Y , на желтое – K – T E, на черное – – G G, на зеленое – B – B Y, и т.д. Вместо одной из букв – отверстие, куда учащиеся должны вставить нужную одну или две буквы. Учащимся дается на парту 4 таких облака и 4 или более букв (в редком случае –по две, для слова B – – , например), которые нужно вставить по одной в отверстие в каждом облаке, чтобы получилось задуманное слово.

Белый лист в наборе цветной бумаги используется для того, чтобы вырезать из него буквы E, A, O, I, U на ножке и затем вставить одну или две буквы в нужное отверстие.

Слова берутся такие: <Рисунок1>

1 парта –

P – N Y , K – T E , – G G , B – B Y Буквы O I E A на ножке

2 парта -

B – X , – P P L E , N – M E , T – B L E Буквы O A A A на ножке

<Рисунок2> 3 парта –

M – LK , C – K E , C – T , F – S H Буквы I A A I на ножке

4 парта –

F – N E , P – P P Y , B – – , L – M P Буквы I U E E A на ножке

<Рисунок3> 5 парта –

D – L L , B – L L , W – L L , N – T Буквы O A A E на ножке

6 парта –

T – D D Y , L – M O N , K – T T E N , B – S Буквы E E I U на ножке

Так как в группе 10–12 учащихся, такого количества слов достаточно для эффективной работы.
Учащимся дается 5–7 минут, чтобы вставить в отверстие нужную букву. Побеждают те учащиеся, кто правильно и быстрее всех сделает задание.
Этот вид работы можно предварить шуточным объявлением:
Ребята, посмотрите!
Розыск!
W A N T E D!
Разыскивается нужная буква.
Или:
Do you like puzzles, children? I think you do.
Let’s solve these puzzles.
LOOK! CLOUDS!
Work in pairs.
Fill in the letters into the clouds to create words. Read the words.

И в качестве завершения: безусловно, игровой момент вызывает большой интерес у учащихся, они с удовольствием включаются в игру, у учителя есть замечательная возможность задействовать в работе т.н. “фактор успеха”, который позволит поощрить лидеров и воодушевить ребят со слабым вниманием, памятью или непосед, которым трудно и 5 минут усидеть на месте. Поощрение минимальных успехов поможет учителю поддержать интерес к предмету, его доброжелательность, терпение, помощь ученику в трудных ситуациях, ориентация на успех – очень мощный психологический фактор, позволяющий в итоге достичь важного для каждого учителя результата – его предмет становится любимым и нужным ученикам.

Используемая литература:

  1. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке//Иностр. языки в школе. – 2008. –  № 4, стр. 52– 57.
  2. Архангельская Е.С. Изучаем английский язык. 0 М.:Эксмо, 2003.
  3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Газета “Первое сентября”.№ 21.01–15 ноября. 2009, стр. 22–28.