Судьбы репрессированных немцев села Холтосон

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


28 августа 1941 года появился сталинский указ о выселении немцев. Хотя указ касался только немцев Поволжья, фактически граждан этой национальности выселяли в Сибирь и Среднюю Азию и из других местностей.
В Бурятию, в Закаменский район было направлено более 1,5 тысяч немцев в лагерь в Джидлаг.
На созданном по приказу Наркомата тяжелой промышленности в 1943 году Джидастрое нужна была дешевая рабочая сила. Заключенные Джидлага работали в трудармии, на лесозаготовках, на строительстве дорог и других объектов. Кроме того, их труд использовался на тяжелых подземных работах.
Беккер М.А., Троц Э.А., Барсукова М.А., Смолина Э.А. – репрессированные немцы Поволжья, для которых село Холтосон стало Родиной. Современные школьники очень мало знают об этой теме. 30 октября объявлен в нашей стране Днем памяти жертв политических репрессий, и я считаю, что классный час, посвященный теме репрессий, с приглашением людей, для которых репрессии стали частью жизни, будет способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций учащихся 9 класса; позволит развивать умение оценивать исторические явления и персоналии через осмысление прошлого.

Задачи:

  • Способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций учащихся 9 класса;
  • Продолжать развивать умение оценивать исторические явления и персоналии;
  • Через осмысление прошлого формировать позитивное  отношение к истории;
  • Воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, рассказ, размышления, рассуждения.

Метод урока: репродуктивный с постановкой проблемного вопроса.

Средства обучения: ТСО, фото из семейных архивов, исторические документы.

План урока:

1. Постановка проблемного вопроса: Внесли ли репрессированные немцы свой вклад в победу в ВОВ?
2. Что такое репрессии?
3. Исторический путь немцев в Россию
4. Изучение судеб репрессированных немцев нашего села: Беккер М.А., Троц Э.А.,  Барсуковой  М.А.
5. Дети «врагов народа» (судьба Смолиной Э.А.)

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

І. Организационный Приветствие присутствующих. организация внимания представление гостей. Взаимное приветствие
ІІ. Вводная часть Постановка проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы выясним, стоит ли говорить о репрессированных немцах, внесли ли они свой вклад в победу над фашизмом?

 
ІІІ. Основная часть – На прошлом уроке мы познакомились с историей блокадного Ленинграда, с дневником Тани Савичевой. Сегодня мы поговорим о репрессиях в нашей стране.
– Ребята, а что такое репрессии?
В 1937 году началась волна репрессий по отношению к разным категориям граждан, сегодня мы поговорим о немцах Поволжья, как вы думаете, почему?

– Знаете ли вы, как появились немцы в России?

– Я предлагаю вам прослушать сообщение Мардоленовой Оксаны, ученицы 11 класса. Оксана в прошлом году участвовала в НПК «Шаг в будущее», заняла первое место в секции краеведения. Думаю, вам будет интересен ее рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

У нас в гостях дочь репрессированной немки Молотова В.У., бабушка Оксаны.

В нашем селе проживает женщина, которая не понаслышке знает, что значит в раннем детстве пережить  ужасы репрессий – это моя соседка.– Смолина Эмма Андреевна.

 

 

 

Предполагаемый ответ: потому что в Закаменский р-н выслано 1500 немцев, в нашем селе проживало более 30 человек.

 

 

 

Ответы учеников.

Сообщение Мардоленовой Оксаны: (рассказ сопровождается слайдами из Презентации)
По свидетельству историка Н. М. Карамзина, появились немцы в России в конце первого тысячелетия нашей эры. Стремясь ослабить свою зависимость от Византии, русские князья устанавливали отношения со странами Западной Европы. Так, в ответ на письмо вдовы князя Игоря – Ольги в 961 году в Киевскую Русь была направлена представительная делегация во главе со священнослужителем Адальбертом. В последующие годы укрепление немецко-русских связей идёт по религиозным каналам. Со временем немцы появляются на Руси не только в качестве путешественников или послов, многие из них остаются как в Киеве, так и в близлежащих землях. Значительное число немцев прибыло в Россию в годы царствования Ивана 3 (1462-1505), Василия III (1505-1533). Многие из них знанием военного искусства, секретов ремёсел помогали русскому народу в борьбе с татаро-монгольским игом. Особое место в истории поселения немцев в России занимает период царствования Петра I. Не случайно его самого называли «учеником Немецкой слободы». При Петре она стала цветущим предместьем Москвы.
22 июля 1763 г. Екатерина II издает  Манифест, в котором перечислялись привилегии и льготы для немцев, приехавших в Россию.
В 1764-1770 гг. – всего за 6 лет – создается 117 немецких колоний.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР.
В  первые дни войны  сотни немцев подали заявления в военкоматы о желании добровольно вступить в ряды Красной Армии, просили отправить их на фронт. Но 28 августа 1941 года появился сталинский указ о выселении немцев. В Бурятию в Закаменский район было направлено более 1,5 тысяч немцев в  лагерь в Джидлаг. На созданном по приказу Наркомата тяжелой промышленности в 1943 году Джидастрое нужна была дешевая рабочая сила. Заключенные Джидлага работали в трудармии, на лесозаготовках, на строительстве дорог и других объектов. Кроме того, их труд использовался на тяжелых подземных работах. Горькую судьбу репрессированных немок емко описал наш местный поэт А. Сулима.

Рассказ Веры Устиновны.

 

Рассказ Эммы Андреевны.

ІV. Закрепление – Внесли ли репрессированные немцы свой вклад в победу в ВОВ? Предполагаемые ответы детей: Да, потому что своим трудом в тылу они помогали фронту.
V. Итог  

 

 

 

 

– Ребята, давайте почтим минутой молчания всех жертв политических репрессий.

– Наш урок окончен. Всем спасибо.

Выступление учеников:
Всем, кто клеймен был
Статьею полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда совещаньем
Особым был обречен
На тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами,колючкой,цепями,
Им наши слезы и скорбь,
Наша вечная память!