Урок окружающего мира в 4-м классе (Школа-2100) на тему "Права человека в обществе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • создать условия для групповой работы при изучении нового материала;
  • развивать интеллектуальные и речевые умения;
  • познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.

Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Мы сегодня будем говорить о нашей стране, нашей Родине, о её символах. (слайд 1)

Итак, начнем!

Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В.Степанов)

Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)

II. Целеполагание.

Учитель: О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 13)

– Кто знает, что это такое?

– Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. (Слайд 14)

Инсценировка. [1]

Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.

– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

– А у меня что же, нет никаких прав?

– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)

Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)

– Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)

– Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.

III. Работа по теме урока. 

Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.

1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)

2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)

Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)

3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )

Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?

4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш кл.час? (Родина)

Почему Родина так важна для человека?

– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?

Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)

– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?

– Кто помнит пословицы о Родине?

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Жить - Родине служить.
  • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.

5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.

Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?

Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.

6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны

7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)

– Правильно, это право на труд и отдых.

8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)

Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.[1]

Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

IV. Коллективная работа.

Учитель: А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 18-25).

V. Работа в группах. 

Учитель: Молодцы, вы все правильно оценили ситуации. А теперь вы готовы посоревноваться? Главное не забывайте правила работы в группе.

1) Я думаю, что вы теперь понимаете, что такое права человека и предлагаю вам в группах обсудить следующие ситуации. (I группа слайд 26, II группа – слайд 27, III группа – слайд 28)

2) Итак, я предлагаю вам в группе обсудить и определить, какие важнейшие права и свободы граждан России изобразил художник. Правильно соедини стрелками рисунки с подписями.

3) Следующее задание разгадаем кроссворд. (Слайд 29)

– Какое ключевое слово получилось? (Право)

А где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции)

4) Следующее задание: вставьте в текст пропущенные слова. [2]

– Прочитаем получившиеся фразы:

  1. Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.
  2. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.
  3. В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.

VI. Итог урока:

Оцените свою работу на уроке.

– Что было непонятно?

– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.

А закончить мне бы хотелось словами:

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от нас страна.

(Слайд 30)

Список литературы:

  1. Учебник окружающего мира 4 класс «Человек и человечество» / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. – Баласс. – 2008.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», 3-й кл. / Даниилов Д.Д. – Баласс. – 2003.