Дополнительная образовательная программа эколого-валеологического воспитания младших школьников "Расту здоровым"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Обоснование.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.

Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

Так как наша школа является коррекционным учреждением VIII вида, то одним из направлений специального образования является забота о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться в социуме. И эколого-валеологическое образование является той составляющей комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена на формирование телесного, духовного и социального благополучия, здоровья подрастающего поколения.

Я, как воспитатель, должна обеспечить воспитанникам высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у детей культуру здоровья.

Выводы.
Мной была разработана дополнительная образовательная программа эколого-валеологического воспитания “Расти здоровым”, т.к. считаю, что именно начальная школа – важнейший этап в формировании познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью.

Цели:

  • Учиться быть здоровым душой и телом.
  • Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
  • Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.

Задачи:

  • формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
  • формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формирование практических умений и привычек по укреплению личного здоровья;
  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей: 7–10 лет.

Формы проведения занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение специальной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие физиологические опыты;
  • моделирование;
  • самостоятельное наблюдение;
  • викторины,
  • творческая и практическая деятельность.

Методы проведения занятий

Словесные методы обучения:

  • рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы и т.д.;
  • рассказы детей – совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний;
  • беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;
  • чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

Наглядные методы обучения:

  • наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.
  • рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем
    Задачи: уточнение, обогащение представлений детей об организме, обогащение словаря детей; формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни невозможно; обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи
  • демонстрация – слайды, диафильмы, кинофильмы
    Задачи: расширение знаний детей об экологии и валеологии; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно; возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.

Практические методы обучения:

  • упражнения – многократное повторение умственных и практических действий

Задачи:
– овладение разными способами умственной деятельности;
– формирование практических навыков, умений;
– совершенствование и укрепление познавательных сил детей.

  • Элементарные опыты:

физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения
экологические – простейшие опыты (с воздухом, водой, светом, теплом), помогающие ребенку познать тайны природы.

Формы и методы контроля над усвоением детьми программы.

Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце учебного года:

  • методы наблюдения;
  • методы тестирования, анкетирования (тесты на выявление уровня агрессивности, тревожности, социометрия и др.);
  • выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;
  • открытые занятия.

Режим занятий: 1 раз в неделю

Ожидаемые результаты: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью, сбережению окружающей среды.

Критерии результативности

Дети должны знать:

  • Устройство своего организма.
  • Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
  • Знать самого себя и свои возможности.
  • О пользе и вреде продуктов питания.
  • О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.
  • О правильном использовании физических упражнений.
  • Основные природные богатства и их роль в жизни человека.
  • Правила поведения в природе.
  • Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

Дети должны уметь:

  • Слышать и чувствовать состояние своего организма.
  • Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
  • Определять степень вежливого поведения.
  • Слушать и слышать.
  • Соблюдать личную гигиену.
  • Противостоять вредным и опасным привычкам.
  • Знать основы правильного питания.
  • Различать природные богатства.
  • Правильно вести себя в природе.
  • Организовывать подвижные игры.

В целях обеспечения целевой направленности воспитания считаю целесообразным осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:

1 раздел. “Душевное (психическое) здоровье”

В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

2 раздел. “Физическое здоровье”

Изучение текущего состояния органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных занятий предусматривает работу по следующим направлениям:

1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2. Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.

3 раздел. “Природа и мы”

Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

4 раздел. “Основы здорового образа жизни”

1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, необходимо соблюдать режим двигательной активности в младших классах.

Двигательный режим в младших классах

Вид занятий Продолжительность
Утренняя гимнастика Ежедневно в группе 10 минут.
Физкультминутки Ежедневно на каждом занятии, по мере необходимости 3–5 минут.
Подвижные игры и упражнения на прогулке Ежедневно 15–20 минут.
Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно на прогулке 8–10 минут.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5–8 минут.
Учебные занятия по физической культуре в спортивном зале 2 раза в неделю по 40 минут.
Спортивный час 1 раз в неделю на утренней прогулке 25 минут.
Физкультурный досуг 1 раз в месяц 30 минут.
Гимнастика для глаз По 1–3 минуты во время занятий
Пальчиковая гимнастика 1–2 раза в день.
Дыхательная гимнастика 1 раз в день на прогулке
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
Всего за неделю организованная двигательная активность Не менее 7 часов

2. Учебно-тематический план


раздела
Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
Всего Групповая Индивид.
1. Душевное (психическое) здоровье ребенка 17 15 2 1 1
2. Физическое здоровье ребенка 31 21 10 8 2
3. Природа и мы 32 28 4 4
4. Основы здорового образа жизни 24 20 4 4
  Итого часов: 104 86 20 17 3

3. Содержание дополнительной образовательной программы

Первый год обучения


п/п

Название темы занятия

Количество часов Дата проведения
Душевное (психическое) здоровье ребенка
1. Поведение в школе-интернате (игра-путешествие) 1 час  
2. Для чего люди общаются? Умение общаться. 1 час  
3. В чём состоит вежливость. Вежливая речь. 1 час  
4. Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить) 1 час  
5. “Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?” 1 час  
6. Уроки доброты 1 час  
7. Очищение души 1 час  
8. “Мое настроение” 1 час  
  Релаксация под музыку 2-3 раза в неделю перед сном
Физическое здоровье ребенка
9. Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня? 1 час  
10. “Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием" 1 час  
11. “Мои верные помощники” – органы чувств человека. 1 час  
12. Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос” 1 час  
13. Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие) 2 часа  
14. “Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой. 3 часа  
15. Как мы дышим? Органы дыхания. Практическая работа – знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д. 1 час  
16. Наша кожа. Уход за кожей. 1 час  
17. Правильная осанка – путь к красоте тела. Разучивание комплекса гимнастики для формирования правильной осанки. 1 час  
18. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища. 1 час  
Природа и мы      
19. Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы. 1 час  
20. Что такое природа? Живая и неживая природа. 1 час  
21. “Лес – наше богатство” 1 час  
22. “В гостях у зимующих птиц” 1 час  
23. Изготовление кормушек для птиц (практическое занятие) 1 час  
24. “Волшебница вода. Что мы знаем о воде?” 1 час  
Основы здорового образа жизни      
25. Человек и его здоровье. Микробы. 1 час  
26. “Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма. 1 час  
27. “Полезные и вредные привычки. Денис и медвежонок Денни” 1 час  
28. Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки (практическое занятие) 1 час  
29. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики (практическое занятие) 1 час  
30. Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия (практическое занятие) 1 час  
31. Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов? 1 час  
  Итого: 34 часа  

К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:

  • части своего тела и их функции;
  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  • в чём состоит вежливость;
  • способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
  • правила для собеседников;
  • свой режим дня;
  • гигиенические требования к организации сна;
  • что такое осанка и почему её нужно сохранять;
  • правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;
  • для чего человеку нужна кровь;
  • что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
  • основные природные богатства и их роль в жизни человека;
  • правила поведения в природе;
  • правила закаливания;
  • правила поведения на воде
  • полезные и вредные привычки.

К концу 1-го года обучения учащиеся должны уметь:

  • определять степень вежливого поведения;
  • слушать и слышать;
  • организовывать подвижные игры;
  • правильно умываться, чистить зубы, уши;
  • следить за кожей, ногтями;
  • выполнять правила для поддержания правильной осанки;
  • выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;
  • выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);
  • различать природные богатства;
  • правильно вести себя в природе;
  • противостоять вредным и опасным привычкам;
  • защитить себя от воздушно-капельных инфекций;
  • правильно ложиться спать.

Второй год обучения


п/п

Название темы занятия

Количество часов Дата проведения
Душевное (психическое) здоровье ребенка
1. “Волшебное путешествие” – коррекционное занятие по эмоциональному развитию 1 час  
2. Как люди общаются? Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям. 2 часа  
3. Эмоции человека. Настроение. 1 час  
4. Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика” – социометрия (практическое задание) 1 час  
5. Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка” (практическое задание) 1 час  
6. О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова. 1 час  
  Релаксация под музыку 2-3 раза в неделю перед сном
Физическое здоровье ребенка
7. Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня? 1 час  
8. Сон и его значение для здоровья. 1 час  
9. Личная гигиена. Ногти и уход за ними. Уход за волосами. 1 час  
10. Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти. 2 часа  
11. Дыхание. Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций? 1 час  
12. Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. 1 час  
13. Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес. 1 час  
14. “Путешествие по городу Здоровейску” 1 час  
Природа и мы
15. Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье! 1 час  
16. Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц. 1 час  
17. “Приключение муравьишки” 1 час  
18. Зачем нам нужны комнатные растения? Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Уход за комнатными растениями (практическая работа)

2 часа  
19. “Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде. 2 часа  
20. Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме” 1 час  
21. Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека” 1 час  
22. Беседа о культуре поведения в природе 1 час  
23. Викторина “Знатоки природы” 1 час  
Основы здорового образа жизни
24. Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули?” 1 час  
25. “Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Волшебный морж”. 1 час  
26. “Мои верные помощники” (органы зрения, слуха и обоняния) 1 час  
27. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Детские болезни. Как организм защищается? Высокая температура, её причины. 1 час  
28. Игра “Путешествие за витаминами” 1 час  
29. “Дорожка здоровья” 1 час  
30. “Чистота – залог здоровья” 1 час  
31. “Витамины нам нужны” 1 час  
  Итого: 35 часов  

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

  • способы выражения извинения, просьбы;
  • комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
  • правила приёма воздушных и солнечных ванн.

К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:

  • определять степень вежливого поведения;
  • доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
  • вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
  • соблюдать социальные нормы поведения;
  • ухаживать за растениями и животными;
  • самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
  • выполнять правила гигиены полости рта;
  • выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
  • организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.

Третий год обучения

п/п

Название темы занятия

Количество часов Дата проведения
Душевное (психическое) здоровье ребенка
1. Растения и животные в твоём доме. Уход за ними. 1 час  
2. Что такое тактичность (Занятие-беседа) 1 час  
3. “Правда и ложь” (занятие-беседа) 1 час  
4. Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг) 1 час  
Физическое здоровье ребенка
5. Режим дня.

Его основные компоненты, обязательность их ежедневного выполнения. Организация учебного труда: правила приготовления домашнего задания. Учёт условий окружающей среды при составлении индивидуального режима дня.

2 часа  
6. Движение – жизнь.

Практическая работа: организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.

1 час  
7. Опорно-двигательный аппарат.

Практическая работа: разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

1 час  
8. Личная гигиена.

Гигиена полости рта. (Практическая работа)

1 час  
9. Береги зрение!

Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз (разучивание комплексов – практическое занятие)

1 час  
10. Твоё дыхание.

Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие)

1 час  
Природа и мы
11. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру. 2 часа  
12. Человек и его связь с природой.

Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе.

2 часа  
13. Влияние окружающей среды на здоровье человека 1 час  
14. “По следам красной книги” 1 час  
15. Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?” 1 час  
16. “Птицы – наши друзья. Птичья столовая” 1 час  
17. Знакомство со свойствами воздуха. Практическая работа: как увидеть воздух? как услышать воздух? 1 час  
18. Знакомство с электричеством. 1 час  
19. “Бережем деревянные предметы”. 1 час  
20. Праздник природы “День земли” 1 час  
21. Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними. 1 час  
22. Лекарственные растения – средства оздоровления организма. Практическая работа: порядок сбора и применение лекарственных растений. 1 час  
23. “Планета Земля в опасности”. Охрана природы. 1 час  
Основы здорового образа жизни
24. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. 1 час  
25. Органы дыхания.

Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики.

1 час  
26. Кожа – орган чувств.

Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание.

1 час  
27. Привычки: полезные и вредные. Реклама табака и алкоголя. 1 час  
28. “Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет” 1 час  
29. Инфекционные заболевания и их профилактика 1 час  
30. Прививки, и как они спасают от болезней. 1 час  
31. Личная и общественная гигиена 1 час  
32. Летний отдых: охрана и укрепление здоровья 1 час  
  Итого: 35 часов  

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

  • причины плоскостопия и способы профилактики;
  • гигиенические правила сохранения зрения;
  • как происходит дыхание;
  • роль закаливания и правила его выполнения;
  • о вреде курения и алкоголя.

К концу 3-го класса учащиеся должны уметь:

  • позитивно относится к себе, сопереживать другим;
  • регулировать труд и отдых;
  • выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;
  • осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
  • противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
  • осознанно охранять природу.

Список литературы:

  1. Павлова М.А. “Формирование здорового образа жизни” – Волгоград: “Учитель”, 2009.
  2. Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.
  3. Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  4. Федосеева П.Г. “Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
  5. Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.
  6. Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
  7. Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.
  8. Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.
  9. Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  10. Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  11. Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  12. Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
  13. Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
  14. Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
  15. Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
  16. Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.
  17. Агафонова А.Д. “Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.