Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФН по теме "Дифференциация звуков с–сь"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: учить ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать.

Задачи:развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику, учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета; формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, дедушки, девочки с бусами, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, тетрадь.

Ход занятия

1. Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

- Отгадай, кто так кричит:

"Кря - кря - кря"?
Раз - два - шли утята.
Три - четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался _
Громко - громко запищал:
- Пи -пи -пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки,

Начиная с большого, а со звуков "Пи - пи - пи:" - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

- Пальчики размяли, теперь

"Научим язычок слушаться".

Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить "пя, пя, пя" на одном выдохе.

"Широкий язык".

- Посмотри, какой ленивый язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Удерживать так язычок под счет до 5(10). Долго он может так лежать?

"Почистим зубки".

- Ну - ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх - вниз.Вот, какие чистые стали зубки.

"Язычок - силач".

- Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 - 5 раз.

3. Дыхательная гимнастика.

- Но тут прилетел Ветерок, он хочет поиграть с тобой в футбол. Вот это мяч (ватный комок).

"Загоним мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой, дуть на ватку, стараясь загнать его в ворота. Струя воздуха непрерывная, длительная.

4. Характеристика звуков [С]-[СЬ] по их артикуляционным и акустическим признакам.

Наш насос, наш насос
Надувает колесо:
С -С - С, С -С -С !
Как надует - так поедем
С другом на велосипеде.

(Выкладывается картинка большого насоса)

- Это папа - насос. Давай вместе споем песенку большого насоса. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [С] - твердый, глухой. Давай вместе споем песенку большого насоса.

(Выкладываются картинки с изображением маленьких насосиков)

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он - насосиков.

- Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [СЬ] - мягкий, глухой. Повтори звук [СЬ].

5. Дифференциация изолированных звуков [С] - [СЬ].

- Подними большой насос, если услышишь звук [С], маленький насосик, если звук [СЬ].

С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ.

6. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в слогах.

(Перед ребенком выкладывается лист бумаги с контурными изображениями больших и маленьких насосов, расположенных в два ряда).

- Насосики очень любят рисовать.

- Слушай внимательно слоги, повторяй и раскрашивай большой насос синим цветом, если услышишь звук [С], маленький насосик - зеленым, если услышишь звук [СЬ].

(Произносятся слоги с гласными а,о,у,ы,и,у,е,я,ю).

7. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словах.

- Маленькие насосики предлагают тебе поиграть с ними в игру

(Подвижная игра "Прыгай, приседай"). Услышишь в слове [С] - повтори, присядь и встань, а звук [СЬ] - повтори, а потом прыгай на месте.

Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.

8. Физкультминутка.

"Сделай так". Ребенку предлагается схематичное изображение человека в различных позах, нужно повторить положение рук и ног (5-6 изображений).

9. Определение места звука в слове.

- Хозяин насосов - дедушкалюбит рассматривать картинки и играть в игры с картинками.

- Послушай слова и определи, на каком месте находится звук [С] или [СЬ]: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку.Песенку папы - насоса будем обозначать кружочком синего цвета. А песенку насосиков кружками зеленого цвета.

(Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

Сом, сито, пес, хвост, осина, нос.

Ребенок определяет какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку.

10. Звуки [С], [СЬ] в предложениях.

Разучивание скороговорки. Ребенок проговаривает скороговорку с изменением интонации (.!?).

Купила Марусе бусы бабуся.

Составление схемы предложения в тетради.

11. Итог занятия.