Творчество учителя в сфере духовной экологии общества

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Духовная экология общества начинается с нравственного и гражданского развития личности каждого ребёнка. Ведущая роль здесь принадлежит школьному учителю, особенно учителю начальных классов и классному руководителю в одном лице.

Наш президент – Дм. Медведев в одном из своих посланий отмечал: «Непреходящие духовные ценности нашей страны всегда составляли основу национального самосознания. Они и сегодня служат морально-нравственному обновлению современного российского общества, воспитанию в молодёжи толерантности, патриотизма и гражданственности.

Являясь председателем Попечительского совета комплексной программы» Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», Светлана Медведева постоянно подчёркивает необходимость укрепления морально-этических ценностей у детей.

Городская Программа «Столичное образование – 5» также подчёркивает эту цель – воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного,  активного гражданина, с чётко выраженной, позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.

Я абсолютно согласна с вышесказанным и стараюсь планировать  свою работу учителя и классного руководителя, опираясь на перечисленные цели и задачи.

Эта работа многогранна и, чтобы кратко рассказать о ней сейчас, я предлагаю представить сверкающий кристалл, символизирующий духовный свет. Я коснусь только некоторых его граней. Лучи этого кристалла – это лишь некоторые, основные направления моей работы.

Первое – с символическим названием  «Солнечный круг»

Воспитание культуры поведения, доброты, дружбы, взаимопомощи в классном коллективе, в школе, в обществе.

Это ежегодное участие в школьных конкурсах  «Самый классный класс» и «Две звезды», для которых составляю, придумываю сценарии детских конкурсных выступлений, например, «Мэри Поппинс и её друзья».  Эти выступления могут служить яркими визитными карточками детского коллектива. А сами мероприятия и подготовка к ним помогают воспитать у детей чувство гордости за свой класс, повышают самооценку отдельных учащихся, развивают творческую инициативу.

Также необходимо организовывать дни рождения в классе, совместное проведение досуга, прогулки в лес и многое другое.

Применение игровой и театральной методик на уроках и во внеклассной работе. Это, прежде всего, «Уроки-путешествия».

Это разработанные сценарии для 2, 3, 4 классов. С их помощью происходит введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством  в целом и народом своей страны.

Наша задача – помочь ученику создать свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам, познавая которые ребёнок осваивает эти образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение приведённых ниже уроков-путешествий в решении задач образования, развития, воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждает их в сознании подрастающего поколения.

У младших школьников преобладает художественно-игровое восприятие. Поэтому я выбрала такую форму работы как игра-путешествие с элементами театрализации.

Это увлекательные, яркие, костюмированные мероприятия, позволяющие окунуться в мечту. Но это и захватывающие приключения, которые вместе с тем учат ребёнка ценить дружбу, быть добрым, справедливым, смелым, стремиться больше узнать об истории, природе, разных областях науки. Во 2 классе это мероприятие называется  «В гости к королю Артуру», где на первом плане стоит воспитание культуры поведения, вежливости, рыцарского отношения к дамам. Уже с первых дней работы по подготовке к этой игре-путешествию дети стали задумываться над своими поступками и своих сверстников, стали замечать отдельные проявления невоспитанности и учиться правильно реагировать. Также  мы сделали открытие – ведь круглый стол, за которым собирались Артур и его рыцари, простое решение серьёзной проблемы, за этим столом все равны, все друзья и братья, одинаково преданные друг другу. Теперь мы часто рассаживаемся по кругу. Проведение такого урока-путешествия во 2 классе особенно актуально, т.к. в этот период закладываются основы взаимоотношений между детьми и усваиваются правила поведения в обществе.

Следующий сценарий урока-путешествия в 3 классе называется «Назад, в прошлое, на машине времени». Дети совершают экскурс в историю, а именно посещают различные эпохи: Первобытный период – пещерные люди,  Древний Восток и Египет, Древняя Греция и Рим и 19 век – развитие цивилизации и технического прогресса (4 эпохи готовят 4 детские группы). Путешествуя, дети не только лучше узнают историю, но и убеждаются в том, что во все века ценились и передавались из поколения в поколение такие общечеловеческие ценности как дружба, взаимопомощь, стремление к знаниям. Это яркое, музыкальное, костюмированное действо, приносит массу положительных эмоций, как детям так и взрослым.
Третий сценарий называется «В поисках Атлантиды» и проходит в 4 классе тоже по группам. В ходе этого путешествия на подводном аппарате Наутилус дети не только узнают много нового по истории, географии, но и знакомятся с тайнами и загадками природы,  например, воинственные Амазонки, Летучий Голландец, загадочные подводные обитатели, Атлантида и т.п. Кроме этого юные путешественники учатся преодолевать трудности, быть целеустремлёнными, помогать друг другу, заботиться о природе, стремиться к знаниям.
В процессе подготовки к любому из трёх представленных уроков-путешествий дети выступают в роли конкретных персонажей, выбирают себе имена, готовят костюмы. Младшие школьники любят мечтать, фантазировать, поэтому они всегда с радостью включаются в работу по подготовке к урокам-путешествиям. Когда присутствуют тайны, загадки, неожиданные открытия, это всегда весело и увлекательно. С помощью игры-инсценирования, ученики усваивают важнейшие жизненные понятия. Мы готовимся к урокам-путешествиям вместе, дружно, а потому всё происходящее запоминается на долгие годы. Уроки-путешествия пробуждают познавательный интерес школьников, воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу.

(Сценарий для 2 класса см. Приложение 1)

Следующее направление моей работы называется «Жили-были МЫ».

Это одна из моделей ученического самоуправления. Класс поделён на 4 группы по 7 человек, принцип деления – по желанию самих детей, а также  территориально рядом живущие. В 1-2 классах наши группы назывались:

«Дельфинчики», «Осьминожки», «Золотые рыбки» и «Лягушата». Сейчас дети поменяли названия – это Розовые чайки, Атлантида, Титаник и Бригантина – все, как видите, обитаем в водной среде, а наш классный уголок называется «Океан дружбы». Внутри групп у каждого поручения: командир группы, помощники  в учёбе, книговеды, цветоводы, физруки. Поручения меняются раз в четверть, что позволяет каждому побыть, прежде всего, руководителем, командиром группы.

По группам организовано дежурство в классе и в столовой, подготовка заданий на уроках, подготовка и проведение уроков внеклассного чтения, уроков труда, ИЗО, уроков с использованием Лего, а также субботники и любые другие внеклассные мероприятия.

Дети учатся сотрудничать, уважать мнение одноклассников, ответственно относиться к порученному.

Работа по укреплению толерантного сознания и поведения у детей с символическим названием   «Я, ты, он, она …»

Это и фестиваль культур, где мы представляли Молдову, и мероприятие под названием «Сад толерантности», где на нашем апельсиновом дереве каждый ребёнок – апельсинчик представлял лучшие свои качества, являясь маленькой индивидуальностью в огромном саду, частичкой в мире людей.

Становясь старше, мои ученики общаются со сверстниками из Англии, Америки, Израиля, переписываются в Интернете.

Недавно мы с детьми участвовали в проекте по толерантности»Сказки народов мира». Нами был поставлен спектакль по мотивам сказки шведского писателя Яна Экхольма «Людвиг 14-й».

Начиная эту работу, я поставила следующие цели:

– формировать навыки коллективного сотрудничества у детей
– воспитывать доброжелательное открытое отношения между детьми
– укреплять творческие и культурные взаимоотношения между детьми разных     национальностей

Этапы работы:

1. Знакомство со сказками народов мира, выбор одной сказки, выявление аналогий с нашей действительностью.
2. Написание сценария, распределение ролей.
3. Репетиции, создание образов, характеров.
4. Игра готового музыкального спектакля на сцене.

Игра спектакля  являлась презентацией данного проекта. Эту совместную работу детей, педагога и родителей я оцениваю очень высоко. Дети работали над сказкой с большим увлечением, творчески, эмоционально. А, играя этот спектакль ещё и ещё, дети начинают импровизировать, появляются новые интонации, жесты. А это особенно ценно. Также удачным я считаю содружество всех взрослых и детей в работе над этим проектом.

Сейчас, спустя продолжительное время после спектакля, дети в своей повседневной жизни, в общении пользуются фразами из нашего спектакля, т.е. они для ребят стали своего рода «крылатыми выражениями».

После этого фестиваля нашему классу был присвоен статус «класс-театр». В дальнейшем дети выступали с этим спектаклем на множестве театральных конкурсов и фестивалей округа, города, российских и международных, где были награждены дипломами и ценными подарками.

Я убеждена, что применение игровой и театральной методик в сочетании с воспитанием толерантности у учащихся не только способствует пробуждению познавательного интереса школьников, но и помогает осуществлять нравственное и гражданское развитие личности каждого ребёнка. И ведущая роль здесь, конечно, принадлежит школьному учителю, особенно учителю начальных классов и классному руководителю в одном лице.

Следующий луч моего кристалла называется «Семейный клуб»

В классе работает родительский всеобуч. На одном из родительских собраний я провела анкетирование, выяснила, какие достижения имеются в семьях в области воспитания детей и эти родители делятся своим опытом. Родители активно участвуют в жизни класса.

Особое внимание я обращаю на утверждение семейных ценностей, на заботу о старшем поколении.

Образцом отношений между родителями и детьми, по моему мнению, являются многодетные семьи. Они подают яркий и в высшей степени положительный пример бережного, внимательного отношения к родным и близким , верность традициям рода.

Другая грань моей работы называется «Жемчужины России»

Это, прежде всего, знакомство детей с духовными ценностями национальной культуры. Систематически провожу литературно-музыкальные салоны, например, «Я в гости к Пушкину спешу», «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»или «Душа моей Родины»по произведениям К.Паустовского.

Систематически выезжаем с детьми в заповедные зоны Москвы и Подмосковья, посещаем музеи-заповедники – это, например, музей П.И.Чайковского  в Клину, усадьбы Кусково, Царицино, Коломенское, музеи Пушкина, Л.Толстого в Москве и многое другое.

В результате дети проникаются любовью к своему Отечеству, чувством гордости за историю своей страны.

И ещё одно направление моей работы – это воспитание самостоятельного, активного, способного к постоянному самосовершенствованию маленького гражданина. Я назвала этот раздел  «Свет разума»

Вот уже на протяжении последних 8 лет я веду целенаправленную работу с одарёнными, талантливыми  детьми. Это еженедельный кружок «Умники и умницы», участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах, марафонах, проводимых на разных уровнях: школьном, районном, окружном, городском.

Подготовкой  школьной команды я занимаюсь все последние годы, и когда 7 лет была председателем метод. объединения учителей начальных классов и сейчас. Наши дети систематически занимают первые места.

В области художественного слова – это конкурс чтецов в рамках окружного фестиваля «Северное созвездие», где также 2 моих ученицы вышли на городской уровень и читали в Доме творчества на Воробьёвых горах.

Предыдущий 2009 год был объявлен годом равных возможностей.  Нет ничего важнее здоровья наших детей. Конечно же я, как и любой учитель, работаю над снижением учебной нагрузки, над разнообразием динамических пауз, релаксаций на уроках, 27 человек из 28 в классе занимаются спортом, ежегодно участвуем в проведении школьной Масленицы на улице с играми, соревнованиями.

Темами проектно-исследовательских работ моих учеников являются, например, такие: Витаминные коктейли для детей(о пользе и рецептах их приготовления), «Животные - целители и терапевты» (о том, как могут животные, в частности собаки, помочь детям-инвалидам.)

Для уроков русского языка вместе с детьми придумали и изготовили опорные карты- таблицы Страна Синтаксис и Страна Морфология и их сказочных жителей, что очень облегчает изучение сложных разделов русского языка.

Все заслуги мои и моих учеников отражены в наших Портфолио, которые постоянно пополняются.

Заканчивая свой рассказ, несколько слов об итогах. Наконец-то, подул «Ветер перемен»

Я провела в 4 классе анкетирование, результаты которого можно увидеть на приведённой ниже диаграмме (слева соотношение в процентах).