Тема урока: "Битва за Москву"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Великой Отечественной Войне.

Оборудование:

  • Ксерокопии плакатов военных лет.
  • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, облика Москвы военного времени).
  • Фрагмент кинофильма «Битва за Москву»
  • Карта «ВОВ»
  • Карточки
  • Тетради рабочие

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Фронтальный опрос

У: Над какой темой мы начали работать на прошлом уроке?

Ученик: На прошлом уроке мы начали работать над темой «Великая Отечественная война»

У: Когда началась Великая Отечественная Война?

Ученик: ВОВ началась в 1941 году

У: Почему она называется Отечественная?

Ученик: потому что на защиту Отечества встала вся страна

III. Проверка домашнего задания

Выступление учащихся с докладами на тему: «Мой прадедушка участник ВОВ»

IV. Определение темы урока

У: Ребята! Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться какая будет тема нашего урока?

Москва! Моя родная мать!
Люблю тебя всем сердцем, свято,
Тебя иду я защищать,
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня
Тебя спасу я от огня

Ученик: Тема урока «Битва за Москву».

У: Верно! Тема нашего урока: «Битва за Москву». Шла война. Войска фашистской Германии продвигались в глубь нашей страны, завоевывая города: Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Тула, Смоленск.
– Как вы думаете, почему Германия продвигалась в глубь нашей страны так быстро?

Ученик: Враг застал нашу страну в врасплох, не хватало техники и т.д

У: 69 лет назад, осенью 1941 года, враг подошел к окраинам Москвы. На защиту родной столицы встала вся страна! Битва за Москву делится на 2 этапа:
1 – оборонительный этап;
2 – наступательный этап.
У:  Откройте тетради, запишите тему урока, этапы битвы.

V. Работа по группам

У: О первом этапе нам расскажет (ФИО ученика)

– Осенью 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. На защиту столицы встала вся страна. На окраинах Москвы ставились противотанковые ежи, рыли рвы, в воздух поднимались аэростаты. Метро превратилось в бомбоубежище, женщины и дети помогали, чем могли, в городе остались практически одни старики. В эти суровые дни усилия всей страны направлены на решение одной задачи – отстоять Москву. Благодаря сплоченности всех людей врагу не удалось захватить Москву. (7 слайдов)

У: Многих героев тех трагических лет помнит и чтит наш народ. О подвигах некоторых из защитников Москвы вы сможете узнать, поработав в
группах с текстами. После прочтения текста, вам необходимо запомнить фамилии героев В.О.В. и приготовиться кратко, рассказать об их подвиге.

1 группа: Панфиловцы (3 слайда)

Карточка № 1.

Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 – часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

2 группа: Талалихин (1 слайд)

Карточка № 2.

В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Это был первый воздушный таран в небе Москвы.

3 группа: план Гитлера (1 слайд)

Карточка № 3.

К концу сентября 1941 г. центральное место в плане гитлеровского командования отводилось захвату нашей столицы – Москвы. На этом участке фронта к исходу сентября противник сосредоточил более миллиона человек и свыше двух тысяч танков. Для поддержки наступления наземных войск было выделено около 1000 самолетов. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа».

4 группа: Зоя Космодемьянская (2 слайда)

Карточка № 4.

Зоя Космодемьянская после окончания школы пошла в партизанский отряд, там она наравне с взрослыми подрывала железнодорожные пути, взрывала кинотеатры  с немцами. После долгих поисков немцам удалось ее поймать, но Зоя не проронила ни слова.  На ней немцы применили новый вид пытки: ее обливали водой и выводили раздетую на мороз. После всех пыток Зою повесили.

5 группа: Пословицы.

Карточка № 5.

Подумайте, о каком событии рассказывают пословицы? Постарайтесь объяснить их смысл.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Москва – что гранит, никто Москву не победит.

VI. Новая тема

У: Мы должны с великой благодарностью склонить головы перед памятью тех, кто до последней возможности стоял, преграждая путь врагу, кто погиб на войне ради мирного неба над нашей головой.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

У: Несмотря на осадное положение,7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад! Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. (3 слайда).
Парад транслировался по радио на всю страну. На всех это произвело потрясающее впечатление!

И вот в начале декабря советское командование во главе Георгия Жукова принимает решение о контрнаступлении. (1 слайд).
О наступательном этапе нам расскажет (ФИО ученика). (3 слайда).

Ученик: 5 декабря, хотя не все еще было готово к проведению контрнаступления, советское командование приняло решение: приступить к осуществлению плана контрнаступления, так как стратегическая обстановка складывалась в нашу пользу. Советское командование действовало энергично и решительно. Пока враг не перегруппировал, свои силы советские войска получили приказ: «Вперед!». Мощные удары советских войск явились настоящим сюрпризам для врага. Фашисты были уверены, что у Советской Армии под Москвой нет сил для наступления. А Советская Армия оказалось в состояние это сделать. Фашисты откатывались назад, теряя технику, бросая склады с боеприпасами. В результате контрнаступления враг был отброшен на запад на 150-400 км.

У: Контрнаступление советских войск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе В.О.В.
Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года ВОВ. Одержав победу под Москвой, наши войска окончательно похоронили фашистский план» молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.

У: В мае 1965 года городу Москве присвоено звание «Город-герой».

VII. Просмотр фильма (Приложение 1)

VIII. Контрольное тестирование

1) В каком году началась битва за Москву?

1941 г.             1943 г.          1945 г.

2) Сколько этапов было в битве за Москву?

3                        4                           2

3) Кто совершил первый таран в небе?

Панфилов             Талалихин           Клочков

4) Кем была Зоя Космодемьянская?

Партизанка           Санитарка            Пулеметчица

5) В каком году Москве было присвоено звание «Город – Герой»?

1945 г.                 1965 г.                 1955 г.

IX. Взаимопроверка, оценки

1 х    
2     х
3   х  
4 х    
5   х  

X. Домашнее задание

1 уровень: пересказать текст учебника на стр.142-146.
2 уровень: + доклад на тему: «Пионеры-Герои».
3 уровень: + кроссворд на тему: «Битва за Москву».