Программа курса по выбору "Занимательная математика" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Пояснительная записка

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна.

Этому способствуют курс по выбору «Занимательная математика». Данный курс предназначен для учащихся 5 классов, рассчитан на 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Цели и задачи курса:

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
  • выявление и развитие математических способностей;
  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;
  • формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
  • ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой.

В данную программу входят занятия по истории математики, на которых школьники знакомятся со сведениями о великих математиках, с первыми способами счета у разных народов древнего мира, с решением старинных задач. Занимательные задачи, головоломки, игры способствуют развитию интереса к данному предмету. А задания повышенной сложности, нестандартные задачи способствуют развитию математических способностей у более сильных учащихся, подготавливают их к участию в математических олимпиадах, конкурсах на более высоком уровне. Большую часть курса занимает раздел «Наглядная геометрия», способствующий развитию геометрической интуиции, пространственного воображения, изобразительных навыков. Здесь основными приемами решения задач являются наблюдение, конструирование, эксперимент.

Занятия предполагается проводить в форме уроков-практикумов, уроков-игр.

Материалы данного курса можно использовать на уроках в качестве занимательного материала, а также для работы в математических кружках и на факультативах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Открываем Древний Мир (5 ч)

Зарождение математики в древних цивилизациях: Древнем Риме, Китае, Индии. Математики Древнего Мира.

Раздел 2. Такие разные задачи (10 ч)

Решение задач на переливание, пересечение и объединение множеств. Решение старинных задач, логических задач.

Раздел 3. Наглядная геометрия (16 ч)

Решение задач на разрезание и складывание фигур. Проведение топологических опытов. Решение геометрических головоломок, задач со спичками, зашифрованных заданий. Знакомство с замечательными кривыми, кривыми Дракона. Решение лабиринтов. Построение симметричных рисунков, узоров, орнаментов.

Раздел 4. Задачи повышенной сложности (3 ч)

Решение задач повышенной сложности, олимпиадных задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (представлен таблицей)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Власова, Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Гаврилова, Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными). – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Гончарова, Н.Г. Предметные недели в школе. Математика.– Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Фарков, А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  5. Шарыгин, И.Ф., Ерганжиева, Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Дрофа, 1999.