Урок, посвященный словарям

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Эпиграфы к уроку:

  • «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
    Анатоль Франс
  • «Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений».
    Декарт.

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика» (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах);
  2. Совершенствовать навыки работы со словарями;
  3. Воспитывать интерес к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру
  2. Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?

1 ученик.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский.

– Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Г. Паустовский?

Варианты ответов учащихся

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова? (В словарях)

– Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке).

Игра «Дежурная буква».

В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

– Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Запишите эпиграф в тетрадь.

ВОПРОСЫ:

  • Какие словари русского языка вам известны?
  • К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
  • В каких случаях словари приходят к вам на помощь?

2 ученик. Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.

Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.

Учитель. Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).

III. Знакомство со словарями 

Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?

1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

«Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

2. СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

3. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

4. СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

IV. Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей. Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.

V. Работа словарей с классом.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Я словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Задание 1. Заменить словосочетания одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
  2. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
  3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)

Задание 2. Найдите в словарях иностранных слов слова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.

В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят …

  • о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
  • о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
  • о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
  • о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:

  • усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);
  • много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);
  • мало (кот наплакал, всего ничего);

Задание 3. Подберите синонимичные фразеологизмы:

  • кот наплакал – с гулькин нос;
  • как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;
  • во весь дух – на всех парусах;
  • рукой подать – в двух шагах;

Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:

  • голова, ноги, глаза, нос, уши -

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (рассказывает о себе)

– Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:

Задание 1. Объясните значение слова СТОЛ в каждом предложении.

  • Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
  • Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
  • Анна Ивановна работает в паспортном столе.

Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово ГОЛОВА.

  • Колхоз продал государству сто голов скота.
  • Вдали показалась голова пахотной колонны.
  • Он в неравном бою сложил голову свою.
  • От бессонницы у него разболелась голова.

СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Игра «Переводчик».

Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных частей речи) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.
  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.
  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

VI. Итог урока.

Чему был посвящен наш урок?

– С какими словарями встречались мы сегодня?

– Какие еще словари вы знаете?

– К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?

– В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

Домашнее задание:

Сказка о Пете.
Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу». Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.
Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно, и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полке словари:
– Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.
– А как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.
– Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.
– Как это, – изумился словарь синонимов.
– Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.
– А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.

Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить, как помогли Пете словари?

Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.