Урок по теме "Графики функций. Решение уравнений графическим способом". (9-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель  урока – обобщить тему “Графики функций” и “Решение уравнений графическим способом” и совершенствовать их умения и навыки в построении графиков функций, в том числе содержащих модуль.

Урок проводится в 9 классе с достаточно высокой математической подготовкой.

Урок включает четыре основных этапа:

  • Этап I. Устная работа.
  • Этап II. Решение уравнений.
  • Этап III. Построение графиков функций.
  • Этап IV.Самостоятельная работа.

Этап I. Устная работа

На интерактивной доске представлено изображение графика функции (рис.1). Учащимся предлагаются вопросы.

1. Найти:

а) область определения функции;

б) нули функции;

в) промежутки возрастания и убывания функции;

г) наименьшее и наибольшее значения функции;

д) область значений функции.

Рис. 1

2. Найти ось симметрии параболы y = (х+2)2 - 3.

3. Найти наибольшее, наименьшее значения функции у = -(х - 1)2 +3.

4. При каких значениях а график функции у = а + проходит через точку М(1;3).

5. Для построенных графиков функций найти ошибку в задании этой функции формулой (рис. 2):

Рис. 2

 

Этап II. Решение уравнений

В начале этапа решения уравнений учащимся предлагается вспомнить алгоритм решения уравнений графическим способом.

Чтобы решить графически уравнение вида f(x) = g(х):

1. Построить в одной системе координат графики двух функций: у = f(x) и у = g(х).

2. Найти точки пересечения этих графиков.

3. Указать абсциссу каждой из точек пересечения.

4. Записать ответ.

Задание 1. Решить графическим способом уравнение |х+3| = |х-5|.

Один ученик решает у доски.

Этап III. Построение графиков

Задание 2. Построить график функции у = 2х - |x| (с помощью задания на уроке создается проблемная ситуация).

Существенной характеристикой числа является понятие абсолютной величины (модуля). Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса, но и в высшей математике.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Может ли быть отрицательным значение выражения 3+|х|?

2. Может ли быть равным нулю значение выражения 3|х| - |х|?

3. При каких значениях x верно равенство - x = |- x|?

Здесь же вспоминается правило раскрытия модуля и предлагается построить график функции, предложенной в задании 2 с использованием данного правила. Обращается внимание учеников на то, что построение графика данной функции, сводится к построению графиков функций, заданных кусочным способом.

Задание 3. Построить график функции у = |x2 - 2x+3| (с помощью задания на уроке создается еще одна проблемная ситуация).

Учащимся предлагается построить график функции у = x2 - 2x+3, рассмотреть, какие значения принимает данная функция и, используя определение модуля, построить график функции, предложенной в задании 3.

 Этап IV. Самостоятельная работа.

В конце урока проводится самостоятельная работа.

Построить графики функций:

img4.gif (848 bytes)

Проверку выполнения заданий можно осуществить, спроектировав их решения на экран (рис. 3).

Рис. 3

В конце урока дается домашнее задание. Наиболее подготовленным учащимся можно дополнительно предложить уравнение .