Экологические проблемы города Великий Новгород

Разделы: География


Урок в технологии кейс-метод

Цель: развитие способности учащихся анализа ситуации и принятия решений с использованием знаний, умений, навыков и социального опыта.

Задачи:

1. Формирование понятия “экологическая проблема”

2. Выработка навыков принятия решений на основе анализа имеющейся информации, используя модель рационального принятия решений.

3. Формирование гражданской позиции, опирающей на знания и социальный опыт.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор , экран.

Аудитория: 8-9 класс

Этапы урока Время Методы и приемы
Установочное сообщение учителя 5 минут Фронтальная беседа
Работа с кейсом- ЗАО “Металлургический завод” 30 минут Групповая работа
Обсуждение итогов работы 5 минут Рефлексия

Ход урока

Слово учителя:

Первобытный человек пользовался дарами природы, не нанося окружающей среде вреда. Иное дело сейчас, когда люди уже сами могут влиять на природу и изменять ее. Городская среда-это сложное пространственное образование, в котором тесным образом взаимосвязаны между собой все компоненты- природа, хозяйство и человек. Каждый человек может преследовать свои цели,при этом его действия могут иметь побочный результат ( не входящий в его цели),который оказывает воздействие на состояние других лиц. Городская среда развивается по определенным экологическим законам,нарушение которых ведет к ухудшению ее качества жизни.

Люди постоянно принимают решения. Хотя одни решения являются более важными,чем другие,но ни одно решение не может ни иметь стоимости.

2. Работа класса в группах по кейс-методу. (Группа по 5-6 человек)

Этапы работы.

1. Знакомство с конкретным случаем. Работа с текстом (кейсом), где дается описание событий.

Цель фазы: понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения. Учащиеся должны ознакомиться с кейсом , выяснить: почему возникла проблемная ситуация, причины. Ситуацию необходимо определить с разных точек зрения. Учащиеся высказывают свое видение проблемы и обсуждают в пределах группы.

Инструкция для учащихся:

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Сформулируйте проблему
  • Выберите из текста причины ее возникновения

Кейс.

“Строительство на территории г. Великий Новгород металлургического завода”

Крупная компания по переработке вторичного сырья приняла решение построить предприятие по выплавке катодной меди из металлолома. Изучение рынка выявило потребность в этом металле в Центральной части России .Из нескольких городов компания остановила свой выбор на Великом Новгороде, который имел наиболее благоприятные условия;

1-Через область проходит автомобильная трасса и железная дорога Федерального значения, соединяющие города Москва и Санкт-Петербург. В этих городах находятся заказчики, что сокращало расходы по транспортировке товара.

2-В Новгороде работает крупная ТЭС

3-Много сырья

4-Благоприятный инвестиционный климат и заинтересованность администрации города в строительстве металлургического предприятия.

Было начато строительство. Но неожиданно в местной газете “Новгород”, стали появляться статьи экологической организации, в которых приводились аргументы против строительства предприятия .Аргументы сводились к следующему:

1-Производство меди ухудшит экологическую ситуацию в городе, где уже есть химический комбинат “Акрон”.

2-Выплавка меди будет производится из бронзы и латуни и это увеличит вредные выбросы в атмосферу

3-Экологическая экспертиза была проведена неправильно и требовалось повторное проведение экспертизы независимыми экологами.

В статье требовали отказаться от строительства предприятия,так как кроме вреда для здоровья жителей это ничего не даст.

Руководство компании срочно собралось на экстренное совещание для обсуждения сложившейся ситуации.

2. Знакомство с дополнительной информацией к сложившейся ситуации.

Цель фазы: научиться оценивать информацию и добывать новую, необходимую для поиска решения.

Учащиеся получают информацию из кейса, которую они оценивают с точки зрения достаточной или недостаточной для поиска пути решения. При необходимости добыват ее самостоятельно; в отдельных случаях используют аналогичный опыт из практики. В ходе оценки информации учащиеся отвечают на вопросы:” Что знаю по ситуации из кейса? Что еще необходимо знать?”

Инструкция для учащихся

Используйте необходимую дополнительную информацию для решения проблемы.

Сформулируйте свои варианты выхода из создавшейся ситуации.

Дополнительная информация.

Великий Новгород расположен на северо-западе европейской части России, на территории Приильменской низменности.

Уникальность положения Великого Новгорода в том ,что он является “мостом” связывающим города Санкт-Петербург и Москва.Это позволяет с минимумом затрат выходить не только на два крупнейших рынка ,но и западные регионы России, республику Беларусь.

Судоходные пути позволяют осуществлять перевозки грузов на специальных судах от озера Ильмень в бассейны Балтийского, Белого, Северного, Азовского, Черного, Средиземного и Каспийского морей.

В радиусе 500 км от Новгорода находятся относительно стабильные страны Балтии, юг Финляндии .

По экспертной оценке Всемирного Банка, Великий Новгород входит в первую шестерку регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом,

а ряд экспертов известных иностранных фирм/’Мицуи’ ‘Сименс’/ ставят ее на первое место как область с ‘‘максимально благоприятными законодательными условиями для иностранных инвесторов’’ и как регион ‘’с незначительным инвестиционным риском.’’

В Великом Новгороде сосредоточены 27 основных загрязнителей, от которых в атмосферу ежегодно поступает более 13 тысяч тонн загрязняющих веществ.

Среди опасных загрязнителей –АО ‘’Акрон’’ и Новгородская ТЕЦ, дающие 2/3всех выбросов . Более 80 % выбросов в атмосферу производится предприятиями без очистки .

Климат Великого Новгорода характеризует : избыточное увлажнение, не жаркое короткое лето, теплая продолжительная осень ,мягкая зима и прохладная затяжная весна .

Повторяемость ветров:

  • Январь- с 10 дн,с-з-9дн, с-в-10 дн, з-10 дн, ю-з-19 дн, ю-22 дн, юв-14 дн, в-6 дн.
  • Июль-с-13 дн, с-з-11дн, з-16 дн, юз-15 дн, ю-11 дн, юв-11 дн, в-9 дн.

3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений.

Цель фазы: развитие альтернативного мышления.

Учащиеся высказыват свое мнение на решение проблемы. В пределах группы обсуждают предложенные варианты

Инструкция для учащихся

  • Выслушайте мнение каждого по проблеме
  • Проведите анализ информации.
  • Чётко сформулируйте проблему и причины ситуации.
  • Предложите общий вариант решения проблемы

Лист для решения проблемы

Какую главную проблему вы должны решить? Какой важной информацией вы владеете?
Какие дополнительные сведения вы получили в группе? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Какой способ вы считаете наилучшим? Почему?

4. Диспут. Защита группой своего решения.

Цель фазы: сопоставление и оценка вариантов решения.

Учащиеся оценивают варианты, сопоставляют и выбирают лучший из предложенных в пределах группы. Можно предложить критерии оценки решений

Инструкция для учащихся

  • Аргументированная защита решения.
  • Выслушайте мнения других групп.
  • Сопоставьте решения других с решением своей группы.
  • Определите оптимальное решение
  Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения
Вариант 1        
Вариант 2        
Вариант 3        

5. Сравнение решений принятых в группах с решением принятым в действительности.

Цель фазы: аргументированная защита решений

Группы выдвигают и защищают свои решения.

Инструкция для учащихся

Сравнение решений, принятых в группах, с решением принятым в действительности.

Решение компании по выходу из сложившейся ситуации.

В результате совещания по обсуждению сложившейся ситуации руководство компании приняло решение:

1-Предоставить прессе экологическую программу предприятия. Программа содержит 47 аспектов и мероприятий, связанных с минимизацией вредных последствий производства.

2-Организовать экскурсию по предприятию для журналистов, экологов и представителей общественности.

3- Ознакомить с производственными этапами:

*Радиационный контроль Каждая машина проходит тест контроль сырья на радиационную безопасность.

*Шлаковый двор: площадка под шлаки забетонирована , есть навес, боковые бортики для уменьшения стоков в землю атмосферных осадков.

*Газоочистные сооружения: газ проходит через шлаковую камеру , где снижается температура; поступает в пылевую камеру-крупные частицы пыли осаждаются;поступает в нарукавные фильтры-осаждаются малые частицы.

6. Рефлексия

Цель фазы: оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Сравнение решений принятых в группах с решением принятым на практике.

Анализ результатов по кейс-методу показывает, что у учащихся развивается практическое мышление, навыки анализа текстовой информации, умение формулировать и вычленять проблему, выделять аргументы, критерии оценки альтернативных решений, умение слушать, задавать вопросы, оценивать выступление (т.е. коммуникативная культура).

Презентация.