Применение проектной технологии в обучении и воспитании младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника.

Основным способом деятельности педагога по выполнению поставленной задачи необходимо назвать особым образом организованную жизнедеятельность ребенка в различных её аспектах и обстоятельствах. Это позволит ему приобрести индивидуальный и целостный опыт.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для своего ребенка. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное. Т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

Основной задачей учителя является - подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т.е. формировать у учащихся информационную компетенцию.

Считаю, что помочь в решении данной задачи может метод учебного проекта. Я давно стала применять этот метод на уроках и во внеклассной работе и стала его сторонницей. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру:

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.

5. Собственно защита проекта.

Цель проекта.

  • Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
  • Развитие моторики.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие личности младшего школьника.
  • Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

- развитию речи и обогащению словаря;

- развитию умения работать в коллективе;

- расширению кругозора учащихся;

- повышению мотивации учащихся;

- поощрению творчества;

- воспитанию самостоятельности;

- развитию обще учебных умений.

Трудности, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении проектов, можно условно разделить на две группы;

Трудности, связанные с организационной стороной проекта и управлением деятельностью учащихся.

Трудности, обусловленные содержанием проекта.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает критерии, по которым различают типы проектов:

По количеству участников По продолжительности По типу деятельности По количеству предметов

1) личностные;

 2) парные.

1) краткосрочные;

2) средней продолжительности;

3) долгосрочные.

1) творческий;

2) исследовательский;

3) ролево-игровой;

4) практико-
ориентированный;

5) информационный.

1) моно-проект;

2) межпредметный проект.

Формы проекта:

- выставка, коллаж;

- инсценирование, драматическое представление;

- репортаж, интервью, сообщение;

- стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат;

- экскурсия, поход;

- ролевая игра.

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

На начальном этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения:

  • планировать текущую работу;
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
  • вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);
  • осуществлять взаимообогащающее общение;

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

- умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

- не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;

- умение задавать уточняющие вопросы;

- умение выступать перед аудиторией;

- умение проявлять организаторские способности.

Мои ученики работают над проектом под названием “С чего начинается Родина” к 75-летию Алтайского края, который позволяет организовать совместную деятельность детей и родителей, а также значительно увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Целью этого проекта является:

  1. Повышение мотивации к обучению.
  2. Получение навыков исследовательской работы.
  3. Расширение кругозора.
  4. Повышение самооценки.
  5. Развитие речи и обогащение словаря.

Уровни участия на всех этапах проекта это:

Исследователь (пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями)

Фотограф (делает фотозарисовки)

Художник (ведет хронику в художественном исполнении)

Участник (выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями)

Проект рассчитан на 4 года. Итоги участия в проектной деятельности подводятся в конце каждой четверти и в конце учебного года.

Этапы

1 класс . Вхождение в проект “Моя семья”.

Направления исследований:

- рассказ о семье

- “Все профессии нужны - все профессии нужны” (о родителях)

- увлечения членов моей семьи (хобби)

- как мы отдыхаем

- у нас живет …

Итог первого этапа:

Выставка творческих работ детей и членов их семей, рисунок, фоторепортаж или устный рассказ о своей семье (учитывая уровень сложности).

2 класс. “Мой дом, моя улица”.

Направления исследований:

- школа (адрес, статус, достижения)

- улица (название, достопримечательности, история)

- дом (адрес, соседи) и др.

3 класс. “Мой родной город, край”.

Направления исследований:

- история возникновения

- достопримечательности

- знаменитости и др.

4 класс. “Путешествие по России и зарубежью”.

Направления исследований:

- расположение, история страны

- изменения за последние годы в политической карте страны

- соседи страны и др.

Ожидаемые результаты:

- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование Интернета и др.

- Приобретение коммуникативных навыков.

- Развитие речи и обогащение словаря.

- Положительное влияние на воспитание личности учащегося.

- Активное участие родителей учеников в школьной жизни ребенка.

- Повышение профессиональной компетентности учителя.

Учащимся очень нравиться заниматься исследовательской деятельностью потому, что:

- каждый может проявить себя как, творческая личность,

- каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”,

- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,

- развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,

- развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,

- воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности.

А вот, что говорят сами ученики:

“Мне нравится работать над проектом потому, что я все делаю сам и с интересом. А главное запоминается надолго”.

Список литературы

1. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

2. Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ. Челябинск. ИИЦ “ТРИЗ-инфо”. 2003.

3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. Ж. Практика административной работы. №6. 2003

4. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. Ж. Практика административной работы. №7. 2003

6. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

Презентация