Использование игры на занятиях по обучению грамоте в средней группе

Разделы: Логопедия


Конспекты предлагаемых занятий помогут вам в вашей работе. Они рассчитаны на детей со вторым уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи, именно с таким диагнозом поступают в среднюю логопедическую группу. Свои занятия я организую так, чтобы во время занятий у ребенка возникло желание принять участие в диалоге, что способствует развитию речевых функций, активной позиции ребенка. При проведении занятий обязательно нужно использовать неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды.

При создании комплексов логопедических занятий я учитывала онтогенетический принцип, принцип системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Занятия содержат этапы: игры, задания, упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания, формирование и совершенствование словаря, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, артикуляционной, тонкой и общей моторики, обучение грамоте, для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Работа в средней логопедической группе ведется только в игровой форме. Так как это обусловлено возрастными особенностями детей.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение материала. Игра активизирует внимание, воображение, учит придумывать, фантазировать.

Представленные занятия являются итоговыми, проводятся в конце года.

Тема: Все звуки

Коррекционно-образовательные цели. Закреплять умение правильно произносить отработанные звуки. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и конце слова. Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, учить отвечать на вопрос распространенным предложением.

  • Коррекционно-развивающие цели. Продолжать работу по формированию силы голоса и речевого дыхания, слухового внимания. Координация речи с движением.
  • Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Оборудование: Предметные картинки со звуками А,О,У,Ы,И,Э, Доктор Айболит.

Ход занятия

1. Орг. момент (координация речи с движение, развитие речевого слуха).

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде - раз.
А над нами весело шлепает листва.
Опускаем руки мы по команде - два.

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить2-3 знакомых им упражнения. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. В качестве зрительной опоры используются игрушки.

3. Введение в тему.

Л. Отгадайте загадку.

И зайчонок и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (Айболит).

Л. показывает куклу Айболит.

- Сегодня Айболит пришел к нам на занятие. С какого звука начинается его имя ?

Дети. Со звука А.

Л.А какой это звук?

Дети. Этот звук гласный.

Л.Почему.

Дети. Произносится свободно, состоит из голоса.

Л.Дети знают стихотворение про гласный звук.

Реб.

Гласные, тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать.
Но не желают свистеть и рычать.

Л.Сегодня мы с вами вспомним гласные звуки, которые изучили.

4. Характеристика звука.

Л.Какие гласные звуки вы знаете?

Дети. А, О, У, Ы, И,Э- они состоят из голоса их можно пропеть..

5. Выделение гласных звуков из ряда звуков, из слогов. Игра "Будь внимательным".

Л. Слушайте внимательно. Хлопните в ладоши, если услышите гласный звук А.

А, М, И, В, О, У, Т, Ы, Э, А.

Л.Потопайте ногами, если услышите звук И.

Н, А, Т, И, В, У, Т, И, О, К.

А теперь поступим так же со слогами - маленькими частями слов.

Поднимите красный флажок , если услышите звук ы.

Мы, ви , ки, ыт,па. Молодцы.

Поднимите правую руку, если услышите звук у.

Ут, та,фи,но,ву.

Поднимите левую руку, если услышите звук О.

Ка,то, ву,оп,му.

Поднимите две руки, если услышите звук э. (проводится по аналогии).

6. Дыхательная гимнастика. (Развитие силы голоса и речевого дыхания).

Игра "Эхо". Л. Показывает картинку: дети в лесу кричат "Ау!". Ребята делятся на две команды. Первая команда кричит громко "Ау!",вторая команда "эхо" тихо отвечает: "АУ!".Повторяется 3-5 раз.

7. Автоматизация гласных звуков в словах.

Л.Айболит принес нам подарки. Давайте выберем подарки, которые начинаются со звука (а,о,у,и,э) . (Показ картинок. Для более сильной подгруппы, выбрать картинки которые начинаются со звука (а, о, у, и, э) самостоятельно, слабая группа выбирает вместе с логопедом. И заканчиваются звуками (а, о, у, ы, э, и). Молодцы, вы хорошо справились.

Айболит уходит от нас, его ждут больные звери.

8. Физ. пауза. " Аист". (Координация речи с движением)

Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.

Аист отвечает: Топай правою ногой, топай левою ногой. Снова - правою ногой

Снова- левою ногой, после -правою ногой, после- левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

9. Игра "Назови ласково".Образование уменьшительно ласкательной формы существительных.

Л.Давайте назовем ласково, то, что подарил нам Айболит.

Апельсин- апельсинчик, утка-уточка, шар- шарик, игрушка-игрушечка.

10. Учить отвечать на вопросы распространенным предложением.

Л. Кто был у нас в гостях? Реб. Айболит.

Л.Какой он? Реб. Он хороший, добрый.

Л.Что делает Айболит? Реб. Он лечит зверей.

11. Итог занятия.

Л.Отличает детей, которые хорошо отвечали на занятии.

Л.Вспомните, какие звуки мы сегодня повторяли? Вспомнить характеристику гласных звуков. Кто был у нас в гостях?

Тема: "Все звуки"

Цель: Коррекционно-Образовательные. Учить на слух дифференцировать длинные и коротки слова. Выделять ударный гласный из начала слова. Подбирать слова на заданный звук. Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Коррекционно-развивающие. Развитие фонематических представлений. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания. Закреплять умение изменять силу голоса. Координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Панно "На лесной поляне" с прозрачными кармашками для грибов, картонные грибы с изображениями предметов и животных, в которых есть гласные звуки (А,О,У,Ы,И,Э) в начале и конце слова, картонный ежик, картонная корзинка с прозрачной стенкой.

Ход занятия

1. Орг. момент. ( Развитие фонематических представлений)

Л.встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, предлагает взять по одной картинке. Дети проходят в кабинет.

Л.Сядет тот, кто назовет свою картинку и определит первый звук в ее названии.

1-й ребенок. Апельсин. Звук (а).Садится.

2-й реб. Обруч. Звук (о).Садится.

3-й реб. Утята. Звук (о).Садится.

3-й реб. Утята. Звук (у). Садится.

4-й реб. Ива. Звук (и).Садится.

Л.Молодцы, вы не сделали ошибок.

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата, по формированию правильного уклада шипящих звуков.)

Л.напоминает, как нужно правильно сесть, предлагает сделать упражнение "лопата", "вкусное варенье", "прятки", "чашечка", которые научились делать на предыдущих занятиях. Упражнение повторить 4 раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, и проглотить слюну. Демонстрируются картинки для выполнения упражнения.

3. Введение в тему. (Учить на слух дифференцировать длинные и короткие слова)

Л.Я буду говорить слова, а вы на слух определите длинные и короткие.

Сыр-посылка, снег-потолок, мак-самолет, кот- самокат.

4. Игра "Передай мяч" (Подбор слов на заданный звук)

Л. Приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Л. А теперь игра "Передай мяч". Я произношу звук и передаю мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить слово, которое начинается на заданный звук и передать мяч дальше. (Передает мяч.) Звук А.

1-й реб.Аист. 2-й Реб. Астра.3-й Реб.Алла. 4-й Реб. Алик.

Л. Звук у.1-й Реб.Улей. 2-й Реб. Ушки. 3-й Реб .Улитка.4-й Реб. Ушки.

Так же проводится со звуками О, И,У,Э.

5. Игра "Ежик-грибник". (Закреплять навыки выделение заданного звука из слова, различение гласного звука, определение его в слове.)

Л.выставляет ежика и корзинку и читает стишок- задание.

Л. По лесу ежик шагал. Вкусных грибов к обеду искал. Только не всякий вкусный грибок. Ежик спешил положить в кузовок. В корзину попали только те грибы, в которых есть звук (а,о,у,ы,и,э),услышать ты мог.

(Дети по цепочке выходят, выбирают гриб и кладут его в корзинку. После того как грибы собраны, нужно провести их сортировку. Логопед сначала читает стишок-задание.)

Л. По лесу ежик шагал. Вкусных грибов к обеду искал. Только не всякий вкусный грибок. Ежик спешил положить в кузовок. В корзину попали только те грибы, в которых есть звук (а,о,у,ы,и,э).

Хозяйка - ежиха грибы разделила:

С(а,о,у,и,э) в начале слова- супчик сварила

С(а,о,у,и,э,ы) в конце слова -друзей угостила.

Сортируют грибы, логопед оказывает помощь, если требуется.

Молодцы, Вы хорошо справились с заданием.

6. Физ. минутка (Координация речи с движением)

Раз, два - выше голова, три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть, семь, восемь - лень отбросим.

7. Выделение ударного звука из начала слова.

Л.Я буду произносить слова, а вы выделять гласный звук, который произносится долго.

Аня, астра, ива, Ира, ослик, эхо, облако, утро, ухо и т. д.

8. Игра "Кто кого?" (Закреплять умение развивать силу голоса)

Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные звуки (а,о,у,ы,и,э). Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот и выиграл.

9. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Про что можно сказать красивый (цветок), красное (яблоко, платье), любимая (мамочка), белые (облака).

10. Итог занятия. (Оценка работы детей).

Л. Предлагает вспомнить, о чем говорили на занятии, какие игры понравились.