Программа "Основы дизайна" для учащихся 8–9-х классов общеобразовательных школ

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.

Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.

Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед учеником возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Определение профессии становится психологическим центром развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

Программа “Основы дизайна” актуальна, т.к. изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли. Программа позволяет сформировать эстетическую культуру школьника – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.

Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни:

  • формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха);
  • появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на решение актуальных для молодежи проблем самоопределения;
  • поддержка художественно одаренных детей;
  • оформление новых областей материального производства и современных технологий, новых актуальных профессий (дизайнер, декоратор, культуролог, проектировщик образовательных, музейных и выставочных пространств, культурных акций и событий и т.п.).

Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих.

Существующая в настоящее время система уроков искусства, дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере способствует формированию потребности ребенка в творческом самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом самоопределении. Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека.

Основной целью курса “Основы дизайна” является формирование у детей особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление).

Таким образом, дети учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна для многостороннего развития ребенка.

Данный курс не претендуя, на полный охват проблематики дизайна, связан с решением следующих учебно-воспитательных задач:

  • Выделить новую универсальную область (проектирование и дизайн), которая предполагает новый способ формирования и интеграции традиционных дисциплин и дает представления о современном искусстве и материальной культуре;
  • Ориентировать подростков в сфере занятости и рынка труда, где представлены новые специальности и профессии (дизайнер, декоратор, архитектор, проектировщик выставочных пространств, экспозиций и массовых зрелищ);
  • Ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
  • Ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  • Повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, эстетического восприятия и вкуса, художественно-конструкторских способностей;
  • Сформировать определенные умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т.п.)

Новизна программы “Основы дизайна” в том, что ее ключевая идея – формирование у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.

Обоснованы и экспериментально подтверждены условия формирования дизайнерского мышления у школьников.

На основе теоретико-эмпирического анализа проанализирована степень “желательности” использования данной программы в педагогической практике.

Программа “Основы дизайна” является ориентиром для выбора вариативной составляющей содержания при составлении программ элективных курсов.

Основные принципы построения программы.

Программа курса построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна и его роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде.

Главная концепция программы строилась на идее создания особой, “возрастной” родственной ребенку среды, которая проектировалась, строилась и постоянно менялась посредством совместной деятельности учителя и учащихся.

В ходе работы по программе необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:

  1. сотрудничество и сотворчество: создание на уроках искусства атмосферы равенства "партнеров" по общению, психолого-педагогическая поддержка учителем уникальности каждого ребенка в его творческом самовыражении; последовательное расширение границ сотворческого общения до уровня художественно-эстетических обобщений;
  2. организация урока как "эмоционального сценария" на основе "действия – события", способного спровоцировать своеобразный "трилог": дети – педагог – автор художественного произведения;
  3. активизация сопереживания, стимулирование эмпатии, ведущей к рефлексии представлений ребенка о себе и искусстве.

Мотивация познавательной активности обучающихся инициируется через практическую направленность использования получаемых знаний, умений и навыков. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы деятельности специалистов, а графические работы имели прототипами реально существующие объекты. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей с черчением, трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

Формы и методы обучения

В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита, презентация, экспертная деятельность. При этом учащиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, литературно-лингвистические, технологические умения.

Учащиеся должны научиться и освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания. Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, что ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства.

Учебные задания прививают ученикам необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.

Для того чтобы выполнить поставленные перед курсом “Основы дизайна” задачи, необходимо основную часть учебного времени выделить на упражнения и самостоятельную работу, применяя “режим консультирования”. Наряду с репродуктивным методом, который используется на первых ступенях овладения знаниями, следует применять такие методы, как частично-поисковый и метод проектов. Учебный предмет следует рассматривать как средство развития личности и способ познания окружающего мира. Поэтому целесообразно отведенное время для творческих работ использовать на обучение детей проектной и экспертной деятельности, развивая познавательную активность. Очень важно в обучении использовать уже имеющийся субъективный опыт детей, полученный на других уроках, таких как: технология, математика, изобразительное искусство и т.д. Приводимые примеры необходимо брать из жизни, приближая предмет к практике, тем самым, показывая взаимосвязь между существующими в природе явлениями и знаниями.

Формы обучения:

  • избегание императивного подхода, т.е. информативного способа передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
  • сценарии уроков выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";
  • активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на уроках;
  • формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).

Методы обучения:

  • эмоционально-художественное "погружение",
  • художественно-творческое и образное моделирование,
  • активизация воображения и творческого представления,
  • сравнение и сопоставление,
  • импровизация,
  • субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),
  • дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от общего к частному и от частного к общему) и др.

Наряду с традиционными методами (объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, частично-поисковым) успешно применяется метод проекта. Под методом проекта понимается гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Среди средств особо выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учащихся, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности. Учащиеся сами добывают нужные для проекта сведения, учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво.

Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Учитель предоставляет ему право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Программой рекомендуется проводить беседы об истоках дизайна, о современных материалах, работу с литературой, подбор иллюстраций, оформление тематических альбомов, встречи с архитекторами – дизайнерами, беседы о перспективах застройки города, проведение конкурсов, выставок, работу над эстетизацией предметной среды школы. Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над различными творческими проектами.

Важно, чтобы творческий процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны быть представлены на отчетной выставке на итоговом занятии.

Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и методов в работе со школьниками. С этой целью в каждом разделе определен ежегодный перечень творческих работ:

  1. Тренировочные упражнения (не менее 12),
  2. Сюжетные (не менее 8),
  3. Декоративные (не менее 9).

Это создает условия для комплексного подхода в работе учителя в области преподавания, обеспечивает активизацию творческих способностей педагога.

Условия реализации программы

Место предмета в базисном учебном плане.

Курс рассчитан па 70 учебных часов и может быть предложен в течение двух лет (VIII и IX классах по 34 часа, 1 занятие в неделю).

Фундаментом в изучении курса “Основы дизайна” является дисциплина “Рисунок. Композиция. Живопись”. Навыки, полученные на уроках изобразительного искусства в V-VII классах, помогают в дальнейшем связать их с проектным методом разработки основных элементов дизайна. Огромную роль при выполнении творческого задания играет то, насколько последовательно и всесторонне ведется работа.

Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данной образовательной программе.

В ходе исследования выявлены и подтверждены следующие критерии развития информационно-графической культуры учащихся: мотивационная готовность к художественно-творческой деятельности; возможность творческого решения поставленных задач различными средствами художественной выразительности. На основе данных критериев выявлены следующие уровни развития ученика: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями дизайн-технологий.

Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в дизайнерской среде.

Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области дизайна.

Уровни Оценка
Низкий Средний Высокий
Отсутствие работы Отсутствие работы Отсутствие работы 2
Работа не аккуратная, небрежная, грязная. Работа не аккуратная, небрежная. Не старательная. Низкий уровень сложности. 3
Задание выполнено, но далеко не качественно. Задание выполнено на низком уровне сложности. Выполнено, но не старательно. 4
Старательное выполнение задания. Выполнено чисто, до конца. Выполнено на высоком уровне сложности. 5

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными формами контроля знаний:

– Входящий контроль (Анкетирование, тестирование).

– Текущий контроль направлен на выявление особенностей деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся; опирается на самооценку учащихся; (Разработаны и используются контрольно-измерительные материалы: перфокарты, карточки с заданием, тесты).

– Промежуточный контроль (Защита дизайн-проектов) оценка проектов учащихся, в зависимости от уровней, описывающих их подготовленность в двух основных разделах – проектирование и изготовление.

– Итоговый контроль (Презентация портфолио, семинар и др.).

Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов осуществляется при анализе практических и творческих работ учащихся, где наглядно отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении.

Результативность.

Основная цель использования творческого потенциала дизайна для многостороннего развития школьника заключалась во введении учащихся в самостоятельную художественно-творческую деятельность. Этому способствовала следующая последовательность действий: апробирование системы заданий и упражнений с последующим анализом и оценкой; контроль уровня развития у детей воображения и мышления.

С целью выявления динамики формирования дизайнерского мышления у учащихся, а так же оценки эффективности программы было проведено исследование.

На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных, исследование подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся. Предлагаемая программа интенсифицирует рост творческой активности и художественных способностей у школьников. Это подтверждается и показателем результативности успешного участия воспитанников в окружных, городских выставках и конкурсах детского творчества.

Разработанная программа существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий позволяет приблизить учащихся к требованиям времени, делая возможным формирование эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.

Методические рекомендации к программе позволяют каждому учителю творчески подходить к проведению уроков. Задача учителя – обеспечить творческую атмосферу для самовыражения ребенка.

Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях разного типа: школах, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, а так же в системе художественного дополнительного образования.

Тематическое планирование.

Первый год обучения.

№ урока Тема урока Количество часов
всего практики теории
1 Теоретические основы дизайна 9 6 3
2 Цвет и стиль в дизайне 8 5 3
3 Основы дизайн-композиции 9 8 2
4 Многообразие видов дизайна 8 4 3
Всего 34 23 11

Второй год обучения.

№ урока Тема урока Количество часов
всего практики теории
1 Графический дизайн 9 7 2
2 Ландшафтный дизайн 8 6 2
3 Дизайн интерьера 9 8 2
4 Имидж человека 8 6 1
Всего 34 27 7

Литература

  1. Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г.
  2. В.С. Кузин. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2002г.
  3. Электронная версия программы “Мир дизайна” разработанная преподавателем графического дизайна средней общеобразовательной школы № 48 г. Кирова Чудиновских И.А.
  4. Учебная программа Т.В.Киселевой “Дизайн изделий” Благовещенск, изд-во гос. пед. ун-та, 1999.
  5. Экспериментальная программа “Архитектурная композиция” преподавателя Одиноковой М.А. г. Пенза 1999.
  6. Образовательная программа “Технология дизайна” Плотниковой О.В. (учитель дизайна), Михайловой Ю.Н. (зам. директора гимназии, учитель ИЗО), экспертный совет Комитета по образованию Новгородской области.
  7. Инновационно-экспериментальная программа “Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся” Макаровой О.В., учителя технологии и ИЗО. 2002.
  8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 2002.
  9. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.
  10. Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г.
  11. Щичанкова Э.Г. У истоков дизайна. – Москва, Наука 1977.
  12. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
  13. Долгоматов В. Традиции крестьянского дизайна – Декоративное искусство. №9; 1979.
  14. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – Москва. Педагогика,1981.
  15. Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.
  16. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. – Москва. 1994 (автореферат).
  17. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия,1994.
  18. 18. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.
  19. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – Москва. Педагогика,1976.
  20. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск. Высшая школа,1984.
  21. Е.Ю. Крутских, Д.В. Литвинов. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.
  22. Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ. Из сборника "Дизайн в общеобразовательной системе".