Урок обучения грамоте "Парные согласные звуки [б], [б'], [п], [п'] и буква Б и П", УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Класс: 1.

Цели урока:

  • формирование умений различать парные согласные звуки [б] [б'] [п] [п'] и буквы Б и П;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие связной речи учащихся;
  • воспитание бережного отношения к хлебу.

Задачи урока:

  • закрепить понятие [б] [б'] [п] [п'] – парные согласные;
  • формировать умение различать парные согласные звуки и обозначать их буквами Б или П;
  • подбирать однокоренные слова, оканчивающиеся на гласный звук;
  • развивать фонематический слух, речь, мышление учащихся;

Ход урока

Организационный момент.

Мы начинаем наш урок. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне и своим друзьям.

Звуковая зарядка.

1. Скороговорки:

Скороговорки напечатаны на карточках.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Пекарь пёк калачи в печи.

Какой звук повторяется в первой скороговорке? Во второй?

2. Игра в слова.

Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.

Карточки: БУБ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.

(Бублик, калач, батон, булка)

Проверка знаний учащихся при подготовке к новой теме.

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске буквы Б, П.

Какие это буквы: гласные или согласные? Что можно сказать о них ещё? (они парные)

Учебник стр. 30.

Дайте характеристику этих звуков.

Покажите карточку, которая обозначает этот звук.

Ещё мы поговорим о хлебе.

Этап усвоения новых знаний.

1. Игра «Б или П?»

Какую букву мы СЛЫШИМ в слове ГОЛУБЬ на конце слова? (глухой звук П).

Мы знаем, что буквы и звуки не всегда совпадают! Как это проверить? (нужно изменить слово). Подбор слов.

Слайд 1.

На доске ГОЛУ… – ГОЛУ…

На доске подставляем в слово букву и слог, чтобы получилось: голубь – голуби.

Какой звук стоит после согласного? (гласный)

Слово СУП. Аналогичная работа.

Слайд 2. на доске СУ... – СУ… . после проверки слова подставляем : суп – супы.

Слово ГРИБ. Подбор проверочного слова. Вывод.

Слайд 3.

Гриб – грибы.

Последнее слово ХЛЕБ. Делаем вывод о проверке парного согласного звука.

Слайд 4.

Хлеб – хлеба.

2. Ученики читают стихотворение о хлебе.

Слайд 4 и 5.

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой, витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

Работа по развитию речи.

Беседа о производстве хлеба. Дети смотрят презентацию и составляют предложения по картинкам. Презентация о хлебе.

Физкультминутка.

Презентация.

Работа с учебником. Упражнение в чтении.

1. Первичное закрепление.

Учебник. Пары слов на стр. 30.

Что изменилось?

Во втором столбике парный звук стоит не последним, а в середине слова.

Вывод: нужно изменить слово, чтобы после согласного звука стоял гласный.

2. Чтение стихотворения «Булочная песенка» М. Бородицкой. (Учебник стр. 31)

  1. Составить маленький рассказ по рисункам «Путь батона и Бублика».
  2. Чтение учителем. Работа по содержанию стихотворения.
    Совпало ли содержание текста и рисунков? Какое настроение вызвали эти стихи?
  3. Первые два столбика дети читают по цепочке. Дальше – жужжащее чтение.

Почему разный путь у Батона и Бублика? (ОНИ ПОПАЛИ К РАЗНЫМ ПОКУПАТЕЛЯМ).

Итоги урока.

На доске картинка из сказки «Репка».

Ребята, вспомните, как называется сказка?

Какой звук вы слышите с слове? (п)

Где он находится?

Как проверить написание этого слова?

Репка – репа.

Молодцы, ребята. Вы прекрасно работали на уроке.

Д/З. Читать стихотворение.