Природно-хозяйственные зоны России. Арктические пустыни. Тундра (8-й класс)

Разделы: География

Класс: 8


Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, ее закрепления и применения в практической деятельности.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: Способствовать формированию понятий "Природный территориальный комплекс", "Природно-хозяйственные зоны", пониманию закона широтной зональности
  • Развивающая: Способствовать развитию географического мышления, формировать умения находить причинно-следственные связи, выделять проблемы и предлагать пути их решения, работать с различными источниками информации.
  • Воспитательная: Воспитывать чувство экологической ответственности, уважительного отношения к природному наследию.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: Частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемное изложение материала.

Средства обучения: Физическая карта России, карта природных зон, таблицы, гербарий, видеоматериал, учебники, атласы, рабочие листы, специально подготовленный текст.

Ход урока

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент (1 мин) Проверяет готовность к уроку. Проверяют свое рабочее место.
2 Целеполагание и мотивация  (3 мин) Предлагает ответить на вопрос, прочитав высказывания на доске: "О каких территориях России пойдет речь сегодня на уроке?" Читают высказывания, формулируют тему и выводят цели урока.
3 Актуализация знаний и умений (6 мин) Предлагает учащимся ответить на вопрос: "Что такое природный территориальный комплекс?". Объясняет работу с рабочим листом. Предлагает выделить компоненты природы. Слушают учителя, знакомятся с рабочим листом, выполняют задание №1 рабочего листа.
4 Применение учебного материала в новой учебной ситуации (31 мин) Предлагает просмотреть видеофрагмент, в ходе просмотра, делать краткие записи в рабочем листе

Предлагает найти информацию по компонентам природы и записать в таблицу, используя карты атласа.

Предлагает найти черты сходства и различия между природными зонами: арктические пустыни и тундра.

Обращает внимание на тему урока, предлагает ответить на вопрос: "Почему природные зоны называют хозяйственными?".

Предлагает выполнить задание №3 рабочего листа, выделить проблемы северных территорий и установить причинно- следственные связи.

Предлагает найти пути решения проблем северных территорий и спрогнозировать будущее этих территорий.

Смотрят видеофрагмент, частично заполняют таблицу задания №2 рабочего листа.

Работают с картами атласа, выполняют задание №2 рабочего листа по вариантам.

Находят черты сходства и различия между природными зонами, работают у доски с картой природных зон.

Высказывают свою точку зрения.

Работают со специально подготовленным текстом, обсуждают в парах причинно- следственные связи, выполняют задания №3 рабочего листа.

Выполняют задания №4 рабочего листа, обмениваются мнениями.

5 Рефлексия (3 мин) Предлагает составить синквейн по одной из природных зон Составляют синквейн, выполняют задания №5 рабочего листа
6 Домашнее задание (1мин) Объясняет домашнее задание Выделяют домашнее задание на рабочем листе

Ход урока

1. Оргмомент

2. Целеполагание и мотивация (выводим тему и цели урока)

Тема урока на доске закрыта, выписаны высказывания

  • "Страна льда и тьмы под созвездиями Медведиц - Большой и Малой". Ф.Нансен
  • ": места мхами зарослые: каковыми заняты по большей части берега северного океана" . М.В. Ломоносов
  • "Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды". Р.И. Рождественский

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

3. Актуализация знаний и умений.

  • Что такое ПТК?
  • Уровни ПТК? (Примеры локального, регионального, глобального уровней) Показать их взаимосвязь

Подпишите компоненты природы (рабочий лист задание №1)

При характеристике компонентов выделяем главное:

  • Климат (средняя температура января, июля; осадки, увлажнение)
  • Почвы (плодородие, гумусовый горизонт)
  • Воды (многолетняя мерзлота, реки, озера, ледники)
  • Растительный, животный мир (типичные представители)
  • Рельеф (формы, высоты)

Сегодня мы говорим о природных зонах.

Что такое:

: размещение зависит:

Распределение подчиняется закону:

Рабочий лист задание №2

По какому плану характеризуем природные зоны? Кроме характеристики компонентов, мы говорим о ГП, внешнем облике. Сейчас вы посмотрите видеофрагмент , после просмотра нужно будет заполнить таблицу (задание №2)

  • 1 вариант набирает информацию в таблицу по арктическим пустыням.
  • 2 вариант набирает информацию по зоне тундры.

Используем карты атласа:

  • Климат 14-15 стр. Животный мир 22-23 стр.
  • Почвы 18-19 стр. Текст параграф 33 стр. 157-160
  • Растительный мир 20-21 стр.
Пр. зона ГП Климат Воды Почвы Раст. мир Жив. мир Внеш. облик
Арктич. пустыни              
Тундра              
Леса              
Степи              
Пустыни              

Работа выполняется в течении 4-5 минут. Определить черты сходства и различия этих природных зон (2 человека работают у карты по таблицам)

Дополнить при характеристике зоны тундры. Почему тундра безлесна? (многолетняя мерзлота, избыток влаги, сильные ветры) (страница 159 учебник)

Гербарий! (карликовая береза, ягель)

Мы - карликовые березы,
Мы хитро придумали позы
Но все это - только притворство,
Прижатость - есть вид непокорства.
Е. Евтушенко

Мы охарактеризовали природные зоны арктических пустынь и тундры, посмотрели ГП и внешний облик. Обратите внимание на тему урока. Почему природные зоны называют хозяйственными?

Рабочий лист задание №3

Прочитайте текст, найдите проблемы северных территорий, подчеркните их (прямо в тексте). Обсудите в парах причинно-следственные связи (кратко зафиксируйте их для дальнейшего обсуждения).

  • Причина -> следствие
  • Следствие <- причина

Текст

Эта земля удивительно красива. Земля фантастических пейзажей, величайшего спектра чувств! Какими только эпитетами не награждали этот край! Это и "Страна ледяных пустынь" и "Безмолвная Арктика". Кажется, что здесь до сих пор продолжается ледниковый период. Но это только кажется, а на самом деле средняя температура воздуха в летние месяцы возросла, появились открытые водные пространства. Согласно данным 2004г. за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину. Глобальное потепление угрожает белым медведям, их численность может сократиться на треть в ближайшие полвека. Сокращается и число "птичьих базаров". Хозяйственная деятельность за последние десятилетия для некоторых районов Арктики обернулась настоящей трагедией: радиоактивное загрязнение Новой Земли, проблемы Северного морского пути, погоня зверобойных судов за уцелевшими полярными животными (моржами, тюленями:).

Освоение северных территорий происходит особенно быстрыми темпами. Здесь, на побережье и шельфовой зоне содержится огромное количество энергоресурсов. Нити нефте- и газопроводов тянутся на тысячи километров. К сожалению, добыча полезных ископаемых уже сейчас привела к непоправимому ущербу природы, местам проживания малых народов севера. Тундровые ландшафты очень неустойчивы, легкоранимы. Выжженные ягельники и эрозионные промоины - это тоже вина человека. Поэтому при планировании хозяйственной деятельности крайне необходимо взвесить и рассчитать все ее последствия. Ведь не зря называют Север "чуткой субарктикой".

Дополнительно (опережающее задание - проблемы коренных народов севера)

Фотография - ненцы - малица!

И еще одна проблема: говорим о промысле морского зверя (в границах разумного)

Нерпы, нерпы, вы как дети.
Вам бы жить и жить на свете,
Но давно в торговой смете
Запланированы вы;
И не знают нерпы мамы,
Что летят радиограммы
К нам на шхуну из Москвы
Нерпы, нерпы, мы вас любим,
Но дубинами вас лупим,
Ибо требует страна.
По глазам вас хлещем люто,
Потому что вы - валюта,
А валюта нам нужна
Нерпы плачут, нерпы плачут
И детей под брюхо прячут,
Но жалеть нам их нельзя.
Вновь дубинами мы свищем.
Прилипают к сапожищам
Нерп кричащие глаза.
Е. Евтушенко

Задание №4 на рабочих листах.

Обсудили проблемы северных территорий, их много. Предложите пути решения проблем.

Где пригодится изученный материал сегодняшнего урока?

Можно ли спрогнозировать, что будет с северными территориями в ближайшее десятилетие? (Глобальное потепление, дальнейшая разработка месторождений нефти и газа, экспедиция Чилингарова)

Рефлексия: составить синквейн по одной из природных зон.

Д/З параграфы 33-34, синквейн по 2ой природной зоне, заполнить таблицу лесная зона, выделить экологические проблемы данной природной зоны и предложить пути решения.


Рабочий лист

Тема урока ________________________________________________________

"Страна льда и тьмы под созвездиями Медведиц - Большой и Малой". Ф.Нансен

": места мхами зарослые: каковыми заняты по большей части берега северного океана". М.В. Ломоносов

Задание №1

Подпишите компоненты природы, покажите взаимосвязи между ними

Задание №2

1 вариант набирает информацию в таблицу по арктическим пустыням. 2 вариант набирает информацию по зоне тундры.

Используем карты атласа:

Климат: 14-15 стр.

Почвы: 18-19 стр.

Животный мир: 22-23 стр. Растительный мир: 20-21 стр. Текст параграф 33 стр. 157-160

 

Пр. зона ГП Климат Воды Почвы Раст. мир Жив. мир Внеш. облик
Арктич. пустыни              
Тундра              
Леса              
Степи              
Пустыни              

Задание №3. Прочитайте текст, найдите проблемы северных территорий, подчеркните их (прямо в тексте). Обсудите в парах причинно-следственные связи (кратко зафиксируйте их для дальнейшего обсуждения).

"Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды". Р.И. Рождественский

Эта земля удивительно красива. Земля фантастических пейзажей, величайшего спектра чувств! Какими только эпитетами не награждали этот край! Это и "Страна ледяных пустынь", и "Безмолвная Арктика". Кажется, что здесь до сих пор продолжается ледниковый период. Но это только, кажется, а на самом деле средняя температура воздуха в летние месяцы возросла, появились открытые водные пространства. Согласно данным 2004г. за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину. Глобальное потепление угрожает белым медведям, их численность может сократиться на треть в ближайшие полвека. Сокращается и число "птичьих базаров". Хозяйственная деятельность за последние десятилетия для некоторых районов Арктики обернулась настоящей трагедией: радиоактивное загрязнение Новой Земли, проблемы Северного морского пути, погоня зверобойных судов за уцелевшими полярными животными (моржами, тюленями:).

Освоение северных территорий происходит особенно быстрыми темпами. Здесь, на побережье и шельфовой зоне содержится огромное количество энергоресурсов. Нити нефте- и газопроводов тянутся на тысячи километров. К сожалению, добыча полезных ископаемых уже сейчас привела к непоправимому ущербу природы, местам проживания коренных народов севера. Тундровые ландшафты очень неустойчивы, легкоранимы. Выжженные ягельники и эрозионные промоины - это тоже вина человека. Поэтому при планировании хозяйственной деятельности крайне необходимо взвесить и рассчитать все ее последствия. Ведь не зря называют Север "чуткой субарктикой".

  • Причина -> следствие
  • Следствие <- причина

Задание №4. Предложите пути решения проблем северных территорий.

Задание №5. Составьте синквейн по одной из природных зон

 Д/З. Параграфы 33-34, синквейн по 2-й природной зоне, заполните таблицу лесная зона, выделите экологические проблемы данной природной зоны и предложите пути решения.