Методическая разработка урока по истории (дебаты) (9-й класс), "Гражданская война: кто не за нас - тот против нас?"

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Ожидаемый результат урока: выбор общей позиции в условиях открытого диалога при обсуждении темы урока, когда учащиеся покажут понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы и осмысление ее в связи с собственной позицией.

Цели урока:

  • Воспитательные:
    • формирование способности воспроизведения и моделирования хода событий, личностного сопереживания («вживание» в ситуацию), осмысления событий гражданской войны с позиции человека, ответственного за будущее своей страны.
  • Образовательные:
    • освоение и применение знаний о важнейших событиях гражданской войны в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
    • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, представлять полученную информацию, следуя правилам ведения диалога и нормам этики делового общения.

Время:                                              1 час

Тип урока:                                       применение знаний и умений

Форма проведения:                       дебаты

Формы деятельности:                   фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная

Методы обучения:                         проблемный, частично-поисковый

Виды работы:                                 дискуссия

Основные термины и понятия: «гражданская война», «белый террор», «красный террор», «интервенция», «военный коммунизм», «продразверстка», «демократическая контрреволюция», «махновщина», «малая» гражданская война»

Материальное обеспечение урока

  • Материалы к уроку:
    • карточки для голосования (белые, красные);
    • лист оценивания выступления спикеров (Приложение 1).
  • Оборудование: 2 трибуны для спикеров.
  • Презентации к уроку (Приложение 2).

Техническое оснащение:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Учебная литература:

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. История Отечества. XX век: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  2. Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга 1: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  3. Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций. – М.: Центр, 2001.

Эпиграф к уроку:

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами.

(М.Волошин)

Основные этапы урока, учебные вопросы и расчет времени

п/п

Учебные вопросы

Время (мин.)

1. Вводная (организационная) часть
  • проверить наличие учащихся в классе по журналу и их готовность к уроку
  • довести порядок проведения урока и представить помощников руководителя урока (экспертов)
  • объяснить порядок заполнения экспертами листа оценивания выступлений спикеров (Приложение 1)

5

2. Основная часть (см. Ход урока)

Вступительное слово учителя

  • объявить тему, цели, учебные вопросы урока (известны за 2 недели)
  • прошу зал поднятием карточки («белые», «красные») выразить свое отношение к «воюющим» сторонам на начало дискуссии

Учебные вопросы:

1. Идеология движения.
2. Политические программы сторон.
3. Политика в отношении крестьянства.
4. «Террор» – политика против кого?

Обобщение и вывод

30

3. Заключительная часть
  • ответить на вопросы, возникшие в ходе урока
  • подвести итоги урока

1) слово экспертам
2) прошу зал поднятием карточки («белые», «красные») выразить свое отношение к «воюющим» сторонам по окончании дискуссии
Кто изменил свою позицию? Почему?

  • дать и прокомментировать домашнее задание

5

Благодарю за урок

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Более 80 лет назад кончилась гражданская война, но все эти годы она продолжалась между историками в толковании ими того времени – времени драматических и трагических потрясений в России.
Гражданская война в России – это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих». Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Как был прав поэт А.Блок: «Мы – дети страшных лет России, забыть не в силах ничего». Речь идет о том, чтобы показать трудный поиск истины, который шел в годы гражданской войны.
Как справедливо писал поэт Максимилиан Волошин:

«И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами».

Вот и мы с вами попытаемся найти эту правду. Форма поиска – дебаты.
Итак, приступим к работе.
Прошу зал поднятием карточки показать свое отношение к «воюющим» сторонам на начало дебатов. Эксперты, зафиксируйте, пожалуйста, результат голосования. Эксперты (2 человека) будут следить за ходом дебатов, оценивать позиции «воюющих» сторон по разработанной ими системе оценки, и в конце урока свои выводы озвучат. Но «победителями» будут те, за кого проголосует большинство зала.
Просим представителей «красных», «белых» озвучить свою позицию по ключевым вопросам.

Учебные вопросы урокапоследовательно раскрывают спикеры – представители рабочих групп («белых», «красных»). Их задача – увеличить число сторонников из числа  «крестьянства» (зал). Зал принимает участие в дебатах (задает вопросы). Спикеры команд представляют позицию своей стороны и выдвигают свои аргументы. Оппоненты задают спикеру вопросы, опровергают его точку зрения, выдвигают контраргументы, восстанавливают свою позицию. Выступление спикеров может иметь мультимедийное сопровождение. На возникающие вопросы им могут помогать отвечать члены рабочей группы.

Обобщение и вывод

Непримиримость, конфронтационность и бескомпромиссность были одинаково присущи и «Белым» и «Красным».
Война глубоко отразилась на политической и психологической атмосфере в обществе. Почти пять лет люди, находившиеся в противоположных лагерях, отнюдь не сразу перестали смотреть друг на друга с неприязнью и подозрением. Надолго сохранилось глубокое недоверие и к правящим кругам стран, пришедшим в Россию с интервенцией 1918-1920 гг. Надолго закрепилось и рожденное революцией и гражданской войной обостренное классовое сознание и убежденность в непобедимости революции и созданного ею строя.
Огромные жертвы и потери страшно затруднили последующее восстановление народного хозяйства.
В.И.Ленин так охарактеризовал положение страны весной 1921 г.: «Россия из войны вышла в таком положении, что ее состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти: семь лет колотили ее, и тут, дай бог, с костылями двигаться! Вот в каком мы положении!»
И кто несет за это ответственность? (Вопрос в зал)
С такого послевоенного старта страна приступила к восстановлению народного хозяйства через осуществление новой экономической политики.