Основания в свете теории электролитической диссоциации

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Образовательная – актуализировать знания учащихся о химических свойствах оснований в свете теории электролитической диссоциации;
  • Развивающая – развивать навыки учащихся по составлению уравнений реакций обмена в молекулярном и ионном видах, развивать умения проводить опыты и анализировать наблюдения.
  • Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений (слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь).

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • постановка и решение учебных проблем;
  • повторение методом тестирования и выполнения заданий;
  • коррекция знаний
  • мини-проекты
  • химический эксперимент и его анализ
  • домашнее задание
  • подведение итогов.

Средства обучения:

  • внутри и межпредметные связи
  • таблица растворимости, таблица действия кислот и щелочей на индикаторы
  • алгоритм составления ионных уравнений /стр. 39 Н.Е. Кузнецова/
  • оборудование и реактивы: штатив с пробирками, воронка, химические стаканы, прибор для определения электропроводности растворов, соляная кислота, серная кислота, индикаторы /лакмус, ф-фт, мет. оранж. универсальный/, гидроксид натрия, гидроксид кальция, сульфат меди (II), хлорид алюминия, спички.

Ход урока

1-й этап урока. Беседа-повторение: Мини проекты /показывают учащиеся/ 5 мин

  • Что называется основаниями? Навести примеры.
  • Какие группы оснований нам известны? /стр.45/
  • В чем подобия и отличия по химическим свойствам?
  • Какие основания использует человек?
Формула М(ОН)n Название Применение
Ca(OH)2 гидроксид кальция
гашенная известь,
известковое молоко
/раствор с водой/
известковая вода
/процеженный прозрачный раствор/
1. В строительных растворах, для побелки стволов деревьев
2. Приготовление «бордосской смеси» -
средства борьбы с болезнями и вредителями.
3. При производстве сахара,соды
NaOH
Гидроксид натрия
едкий натр 1. Очистка нефти
2. Производство мыла
3. В текстильной промышленности
KOH и LiOH
гидроксиды
Едкий калий 1. В аккумуляторах как электролиты

Правила ТБ:

  • Будьте осторожны при работе с едкими основаниями /щелочами/!
  • При попадании в глаза следует немедленно промыть большим количеством воды, а затем 2% раствором борной кислоты.
  • Если кто-то выпил щелочь, то пострадавшему дают 1-2% раствор лимонной или уксусной кислоты /кислота нейтрализует щелочь/.

Проблема: выяснить какие основания являются электролитами.

2-й этап. /5чел у доски выполняют задания/. /7мин./ Проверка Д/Задания:

1. Распределить основания по группам и привести примеры их диссоциации: KOH, Zn(OH)2, Cu(OH)2, Al(OH)3, NaOH, Mg(OH)2. Какие из этих оснований будут электролитами?

  Расворимые/щелочи/ Амфотерные Нерастворимые
Однокислотные      
Двухкислотные      
Трехкислотные      

2. Закончить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

  1. Na OH +H2SO4 =
  2. Al(OH)3 +HCl =
  3. Al(OH)3 + NaOH =
  4. KOH + CuSO4 =

2ой этап. /для класса/ тест

Приложение 2

3-й этап. /проверка тестов карандашом и выставление оценок/, проверка работ у доски. /5 мин./

4-й этап. Химический эксперимент.

/работа в группах по 2 человека/ Провести опыты, записать УР в молекулярном и ионном виде, сделать выводы./ Карточки 2 варианта, работа в группе по 2 человека/.

Приложение 3

5-й этап. Домашнее задание.

Параграф 14 повторить. Выполнить №2 и 43 стр 48.

15 разобрать, составить конспект, мини-проекты/основные понятия стр50/.

6-й этап. Подведение итогов.

  1. Выставить оценки.
  2. Собрать листики с вопросами
    • мы выучили
    • мы научились
    • было интересно: да нет / обвести/
    • вызвало затруднения.
  3. Взять 5 тетрадей для проверки Д/З.

Презентация.