Древнерусская культура. Периодизация древнерусской литературы. Иконопись. "Владимирская Богоматерь". "Троица". "Донская Богоматерь"

Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО


Цели: систематизация изученного о древнерусской культуре, жанрах литературы, особенностях иконописи, приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.

Предварительная работа в группах.

“Литературоведы”.

Задание: выявить особенности древнерусской литературы, установить, на какие периоды делится литература этого времени, рассказать о факторах, оказавшие влияние на становление искусства слова.

“Историки”.

Задание: выявить факторы, оказавшие влияние на формирование культуры Древней Руси.

“Искусствоведы”

Задание: подобрать материал о судьбе известных икон, выяснить художественные приемы и средства, узнать о символике цвета, сравнить по значению античный и христианский храмы, установить значение иконы в христианском храме.

По итогам работы над заданиями учащиеся оформляют презентации.

Весь материал можно посмотреть в работах старшеклассников (приложения).

Вопросы для обсуждения:

вопросы

материал для обсуждения

наглядный материал

  Самобытность русской культуры Влияние крещения Руси на формирование русского национального самосознания..    
  Периодизация древнерусской литературы. Жанровые особенности, канон, иерархия жанров. исследовательская работа “Особенности древнерусской литературы”

автор: Мануйлова Валерия

приложение №1
  Иконопись. Художественные приемы и средства. Символическое значение цвета. проектная работа “Иконопись”

автор: Чеботарев Денис

приложение№2
  “Икона Владимирской Богоматери. “Троица” А.Рублева. История и сюжет” проектная работа

автор: Медведева Евгения

приложение №3
  “Донская Богоматерь – русская святыня” творческая работа

автор: Круглякова Екатерина

приложение№4
  Архитектура Древней Руси: строили на века. творческая работа о храмах Древней Руси.  
  Влияние древнерусской литературы, живописи, архитектуры на дальнейшее развитие русской и мировой культуры. Древнерусская культура как основа формирования русской духовности.    
  Подведение итогов.

Итог урока в художественной форме – синквейн. Тема: “Древнерусская культура.”

Пример синквейна.

Икона,
Таинственная, загадочная, волшебная,
Оберегает, защищает, притягивает,
Дает тепло и свет.
Спасение.
Древнерусская литература,
Правильная, строгая, мудрая,
Повествует, поучает, наставляет,
Ведет за собой русичей.
Патриотизм.
Русские храмы,
Величественные, могущественные, красивые,
Проповедуют, зовут, объединяют народ,
Присутствие Бога на земле.
Умиротворение.