Урок чтения во 2-м классе "Произведения Н.Носова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания детей по прочитанным книгам Н. Носова;
  • развивать выразительное чтение, речь, творческие способности детей;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, умение дорожить дружбой.

Оборудование: портрет Н. Носова, магнитофон, аудиокассета, выставка книг, рисунки детей, корзина с потерянными вещами, в которой лежат: шляпа, песок, огурцы, машинка, нитки и иголка, пистолет, кастрюля.

Кроссворд каждому и на доску.

ХОД УРОКА

1. Звучит музыка из мультфильма “Приключения Незнайки”.

“Гимн Незнайки и его друзей”.

Кто из героев поет эту песню?

Как называется эта книга, и кто написал эту книгу? (Приключения Незнайки и его друзей. Н.Носов)

2. Тема урока.

Сегодня мы посвящаем урок произведения Н. Носова.

Какие у него рассказы? (Веселые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные, забавные, поучительные)

Что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? (Улыбка)

- Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех-дело серьезное. Совсем несмешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы и учимся на примере рассказов Н. Носова. Но прежде чем перейти к его произведениям _____  расскажет о человеке, который написал их.

Рассказ ученика:

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в Киеве, в семье актера. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультфильмов, а также научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастая, его сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.

3. Проверяем домашнее задание.

Вы приготовили загадки, в отгадках которых названия рассказов Н. Носова.

Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес,
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И поднявши вихрем пыль,
Побежит… (автомобиль)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город,
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут (метро).

Через поле и лесок
Подает он голосок,
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь,
А слышно там (телефон).

Чтение отрывков по ролям из книги Н. Носова “Рассказы Н. Носова”.

Лежит меж грядок
Зелен и гладок (огурец).

Поставьте слово огурец во множественное число – огурцы.

Сценка из рассказа “Огурцы”.

Обсуждение сценки:

Почему Котька пришел домой радостный?

Как поменялось у Котьки настроение во время разговора с его мамой? – ему стало страшно.

Как поступила мама? – заставила отнести огурцы.

Правильно ли она поступила? Почему? – правильно. Ведь он огурцы украл.

Стыдно было Котьке перед дедушкой? – очень стыдно.

Когда на душе у Котьки стало радостно? Почему? – когда он отнес огурцы и дедушка его простил.

4. Вы были не только читателями, но и художниками. Предлагаю всем защитить свои рисунки.

“Защита рисунков”.

Рисунки на доске. Учащиеся выходят и зачитывают отрывок к своему рисунку.

Раздается стук в дверь. Вбегает Незнайка с телеграммами.

Незнайка:

Здравствуйте! Ребята, я сегодня получил телеграммы, а кто их отправил, не знаю. Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы.

“Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо у него черное, и я его очень люблю” (Мишка из рассказа “Дружок”)

“Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?” (Вадик, рассказ “Живая шляпа”)

“Горка получилась хорошая. Скользкая!” (Котька, рассказ “На горке”)

“Нет, голубчик, не проси. Что это еще за игра с огнем? И слушать ничего не желаю!” (бабушка, “Шурик у дедушки”)

5. Физминутка.

Представьте себя героями рассказов Н. Носова.

- копаем землю. (Огородники)

- убегаем от сторожа. (Огурцы)

- варим кашу. (Мишкина каша)

- кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)

- пришиваем заплатку. (Заплатка)

6. Раз умеете пришивать заплатку, посмотрим, как развиваются события в рассказе “Заплатка”.

Сценка из рассказа “Заплатка”.

7. Сегодня зашла в школу и мне вручили корзину с потерянными вещами. Угадайте, чьи это вещи.

  • шляпа – чтение по ролям;
  • песок- чтение по ролям;
  • огурец;
  • машинка;
  • нитки и иголка;
  • пистолет;
  • кастрюля.

Сценка из рассказа “Мишкина каша”.

8. Назови из какого рассказа отрывок (магнитофон).

9. Откроем учебник и прочитаем любимый отрывок из рассказов Н. Носова (чтение отрывков).

10. Итог урока.

О ком произведения Н. Носова?

Какими вы видите героев рассказов?

С. В. Михалков “Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…”

11. Домашнее задание: составить кроссворд по произведениям Н. Носова

Вопросы кроссворда (для тех детей, которые не справятся с домашним заданием).

  1. Главный герой сказок.
  2. Герои какого рассказа Павлик и Котька?
  3. В каком рассказе Петя хвастался тем, что умеет считать?
  4. Герои какого рассказа сначала получили пугало, а потом знамя?
  5. Герои какой повести сделали инкубатор?

- О творчестве какого писателя мы говорили? (Чтение в первой строке по горизонтали - Носов)

Презентация