Внешняя политика СССР в начальный период "холодной войны". Создание системы союзов

Разделы: История и обществознание


Тема: Внешняя политика СССР в начальный период « холодной войны». Создание системы союзов.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах.

Развивающая: развивать умения систематизировать исторический материал, устанавливать причинно- следственные связи, отрабатывать навыки работы с текстом учебника, историческим источником, грамотной монологичной речи, формировать логичность мышления, развивать навыки коллективной деятельности, формировать способности высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы работы на уроке: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Оборудование урока: настенная карта «Мир после Второй мировой войны»; карточки с заданиями для учащихся;
учебники: Загладин Н.В. История ОтечестваXX века. М., 2004; Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX - начала XXI в. М., 2005;энциклопедический словарь, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

Теоретическое обоснование деятельности учителя

Теоретическое обоснование деятельности ученика

I. Оргмомент

Приветствие класса, проверка отсутствующих на уроке, готовности к уроку.

Настраивает класс на работу.

Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы, настраиваются на рабату на уроке.

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная беседа по ранее пройденному материалу

Какая тема, очень важная в истории XX века, не может не оставить след в сердце каждого человека? (Великая Отечественная война.)

Назовите даты войны? (22.061941-9.05.1945)

Какие страны были союзницами СССР по антигитлеровской коалиции? (США, Великобритания.)

Почему война 1941-1945гг. называется Великой Отечественной?

Какую роль сыграл Сов. Союз в освобождении стран Восточной Европы?

Фронтальная беседа. Позволяет активизировать внимание учащихся и подготовиться к проверке домашнего задания.

Консультирует учащихся в процессе выполнения работы.

Оценка работы учащихся.

Вопросы помогают активизировать ребят.

Показывают способность отбирать и перерабатывать материал, грамотно и логично строить свой ответ, показывают творческие способности.

Слушают, отвечают на вопросы.

2. Компьютерная презентация

Проводится в форме представления группой учащихся компьютерной презентации по теме «Итоги Второй мировой войны», где отражаются основные итоги войны и мероприятия государств, направленные на сохранение мира: Нюрнбергский и Токийский процессы, создание ООН.

Задание классу.

Класс внимательно слушает выступления, и готовится отвечать на вопросы.

  • Какие потери понес СССР в ходе войны?
  • В каких городах проходили процессы над фашистскими преступниками?
  • Какая организация и с какой целью создана после войны?

Показ слайда с темой урока.

Внимательно слушают, по необходимости отвечая на вопросы учителя.

III. Изучение нового материала

Записываем тему сегодняшнего урока: «Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов.

1. Фронтальная беседа по определению цели урока

Что такое внешняя политика? (Политика государства, направленная на отношение с другими державами в различных жизненных вопросах: дипломатия, экономика, культура и т.д.)

Если следовать определению, то каким вопросом мы будем сегодня заниматься? (Вопросами отношения СССР с другими государствами.)

Исходя из темы, Выясним, что такое «холодная война», и какие союзы были созданы после второй мировой войны.

Подводит к определению цели урока.

Мобилизует учащихся, готовит их к восприятию новой темы и
работы на уроке.

Дает обоснование темы.

Записывают тему в тетрадь.

Демонстрируют знание понятия и применение его к конкретной исторической ситуации.

Исходя из темы ставят цели урока.

2. Слово учителя с элементами беседы

Различаются ли они по политическому и экономическому устройству?

В связи с наличием различием в политическом и экономическом устройстве начинают проявляться противоречия внутри коалиции.

В ходе освобождения Восточной Европы войсками Красной Армии, в освобождаемых государствах устанавливался политический режим страны-освободительницы, то есть коммунистический. Таким образом, после окончания Второй мировой войны сформировался так называемый социалистический лагерь, проводивший коммунистическую политику. В него вошли: Югославия, Румыния, Польша, Чехословакия, Болгария. (Показывает по карте.)

В свою очередь, капиталистические государства: США, Великобритания, Испания, Франция и др. относились к расширению коммунистического мира резко отрицательно и пытались не допустить этого.

К тому же СССР считал, что в итоге войны он превратился в сверхдержаву, которая не имеет соперников в мире. США могли стать его единственным соперником, так как в ходе войны значительно укрепили свои позиции.

Задает вопросы.

Объясняет материал, дает понятия, акцентирует внимание, побуждает учащихся к познавательной деятельности.

Находят определение в учебнике, выясняют причину, почему СССР и США считались сверхдержавами.

3. Работа с учебником

С. 226 - прочитать определение «сверхдержава».

Почему СССР и США считаются сверхдержавами?

Дает задание.

Активизирует познавательную деятельность, организует взаимодействие, развивает умения работы с картой, анализа исторических источников.

Подводятся к выводу.

Показывают на карте.

Работают с учебником, читают определение.

Демонстрируют умение работать в группе, систематизировать материал, работать с картой, анализировать исторические источники, делать аргументированные выводы, грамотно строить устную речь.

Совместно с учителем делают вывод.

Слушают учителя, читают учебник, отбирают материал.

4. Работа с картой

Используя настенную карту, ученикам необходимо показать сформировавшиеся группы стран-соперниц.

5. Слово учителя

Развитие ситуации вело к обострению противоречий между этими группами стран с различными политическими, экономическими системами. Появился и термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн».

Черчилль в своей речи в Фултоне 5.03.1946 года говорил о необходимости пресечь коммунистическую угрозу миру. Сделать это могут только англосаксонские государства. Именно эта речь считается отправной точкой начавшегося конфликта.

Объясняет материал, организует взаимодействие, активизирует познавательную деятельность, развивает умение самостоятельно анализировать полученный материал.

Внимательно слушают объяснение учителя, делают совместные выводы, систематизируют знания и записывают их в таблицу.

6. Работа с учебником

На стр.227 дано определение «холодной войны» - прочитайте его. Что такое «холодная война»?

После Второй мировой войны речь идет не о новом вооруженном конфликте, а об обострении противоречий и начавшемся противостоянии между державами с разными путями политико-экономического развития США и СССР.

Подводит к выводу.

Обобщает материал.

Устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют материал, делают выводы, грамотно строят свою речь, заносят данные в таблицу.

Читают учебник, дают определение.

Изучает материал, анализирует его, составляет яркий рассказ, грамотно строит речь, делает выводы.

7. Работа с историческими источниками в группах

Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам.

Задача учеников, используя исторические источники, доказать вину того или иного государства в развязывании «холодной войны».

Класс делится на 6 групп по 4 человека и получает каждая по источнику:

1) воспоминания В.М. Молотова;
2) с.226-227 учебника;
3) план Маршала с.228-229;
4) речь Черчилля в Фултоне;
5) доктрина Трумэна;
6) цель Коминформа.

Каждая из групп делает вывод, исходя из анализа своего источника. Затем учащиеся обобщают данные и доказывают виновность одной из сторон в развязывании войны. Показывают по карте территории стран-участниц противостояния.

Проанализировав выступления, учащиеся совместно с учителем подходят к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.

Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:

  • борьба идеологий;
  • раздел сфер влияния.

Учащиеся подводятся к выводу: «холодная война» - это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем.

8. Объяснение нового материала, заполнение таблицы

«Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств. Следующим этапом изучения материала будет выяснение тех последствий, которые принесла с собой «холодная война». Её последствия в ходе объяснения учителем, индивидуального рассказа учащегося и самостоятельной работы класса необходимо будет занести в таблицу.

Мы сегодня уже говорили о том, что после Второй мировой войны мир был разделен на два больших блока. Противостояние двух блоков было закреплено созданием военно-политических и экономических организаций. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Португалия и другие капиталистические страны 4.04.1949г. создали НАТО (Организацию Североатлантического договора; аббревиатура от английского North Atlantic Treaty Organization). А группа государств, вставших на коммунистический путь развития (это в основном страны Восточной Европы), для более тесного сотрудничества и экономической поддержки стран коммунистического блока, создала в 1949г. Совет Экономической Взаимопомощи. Капиталистические страны, в свою очередь, создали Европейское Экономическое Сообщество. Страны социалистического блока создают свою военную организацию в 1955г. - Организация Варшавского договора. Происходит окончательное формирование двухполюсного мира, где с одной стороны были США и поддержавшие их страны; а с другой - СССР с блоком коммунистических государств.

Что такое военно-политический блок, прочитайте на с. 230 учебника.

В первую графу таблицы, подтверждающую раскол мира на две системы, заносим данные о годах создания европейских организаций: 1949 - СЭВ, 1949 - ЕЭС. Пункт 4: 1949 г. - создание НАТО, 1955г. - создание ОВД.

Теперь рассмотрим факторы, которые влияли на внутреннюю жизнь США и СССР. На территории стран-противниц шла активная идеологическая пропаганда. В СССР средствами СМИ создавался «образ врага», который желает украсть передовые советские технологии и изменить жизнь советских людей по своему образцу. Для того, чтобы «враждебные» идеи не проникли на территорию СССР, был опущен так называемый «железный занавес», из-за которого въехать и выехать из страны было практически невозможно. На территории США, в свою очередь, тоже очень настороженно относились ко всему, что касалось CCCР и коммунистического лагеря в том числе. Шла «охота» за советскими шпионами и разведчиками.

В таблицу для подтверждения факта влияния на внутреннюю жизнь СССР и США записываем: США - кампания «охоты за шпионами»; в СССР - «железный занавес».

Этот период и процессы, происходящие в государстве, нашли отражение в творчестве современных писателей. Многие пострадали от сложившейся системы. Их преследовали, запрещали писать и говорить о наболевших проблемах советского общества. Многие из них уехали за рубеж, оттуда пытались донести правду до народа.

Дает задание.

Исходя из интересов учащихся и их способностей, дает опережающее домашнее задание.

Объясняет задание, активизирует познавательную деятельность, побуждает к изучению нового материала.

Развивают умение анализировать исторический материал, отрабатывают навыки работы с текстом, формулируют вывод, развивают навыки высказывания и отстаивания своей точки зрения.

Делают вывод.

Вывод записывают в таблицу.

9. Сообщение ученика о расколе Германии и образовании двух независимых государств

Рассказывает ученик, получивший опережающее домашнее задание по учебнику Алексашкиной. После его рассказа делается вывод и в табличку заносятся данные о создании германских государств: 1949 - образование ГДР И ФРГ.

10. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Для того, чтобы найти подтверждение 5-му пункту таблицы, необходимо использовать учебник: первый вариант ищет подтверждение информации о создании военных блоков. Второй - о произошедших региональных конфликтах этого периода.

От каждого варианта выступает один ученик и формулирует вывод по поставленной проблеме.

Пункт 5: 1950 - 1953гг. - корейский конфликт.

Таблица. Последствия «холодной войны».

Доказывают свою точку зрения, показывают умение грамотно и последовательно излагать свои мысли, монологически высказываться.

Выбирают определение «холодной войны», наиболее полно отражающее ее характерные особенности.

Углубляют знания по понятию, выбирают нужный материал, анализируют, показывают умение составлять схемы.

11. Постановка актуальности темы

Актуальна ли сегодня проблема наличия противостояния и элементов «холодной войны»?

Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. США и НАТО пытаются распространить свое влияние на территорию бывшего СССР, строятся военные базы в непосредственной близости от границ Российской Федерации: на Украине, в Армении…

Постановка актуальности проблемы для анализа современной международной ситуации.

Побуждает к познавательной деятельности, развивает умение выявить особенности.

 

IV. Закрепление

1. КАРТОЧКА дается на каждую парту. (Приложение 1)

2. Заполнение схемы. (Приложение 2)

3. Выполнение тестов. (Приложение 3)

Всем учащимся предлагается выполнить небольшой тест для проверки полученных на уроке знаний.

Помогает сделать  вывод, прийти к нужному решению.

Контролирует процесс выполнения тестов.

Решают тест и делают самопроверку работы.

Мобилизуют свои знания, делают выводы, воспроизводят по памяти, систематизируют.

V. Домашнее задание

Всем - §29: История России, вопросы после параграфа. Индивидуально - «Холодная война» закончилась? Подобрать факты из СМИ, доказывающие вашу точку зрения.

Учитывая индивидуальные особенности детей, дает дифференцированное домашнее задание

Записывают задание в дневники.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

1. Интересна ли тема сегодняшнего урока?
2. Что особенно запомнилось?
3. Эффективна ли групповая работа?

Анализируя правильность, самостоятельность, оригинальность ответа, активную работу на уроке, выставляет оценки.

Задаёт вопросы, организует взаимодействие.

Делятся впечатлениями, показывают умение выражать чувство через слово.