Внеклассное мероприятие во 2-м классе с элементами экологии и краеведения "Земля больна!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Учить детей беречь родную Землю, преобразовывать её, выполнять законы природы. Показать детям, что необходимо делать как для здоровья человека, так и для здоровья природы. Обобщить представление ребят о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за окружающий мир.
  2. Развивать у учащихся навыки общения со сверстниками, педагогами, природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения. Продолжать развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности.
  3. Воспитывать у детей чувство осознания своего единства с окружающим миром, экологическую культуру.

Оборудование:

  1. Видеоматериалы с зарисовками окружающей природы.
  2. Плакат 1 «Изображение грустного человечка».
  3. Плакат 2 «Что и кто страдает от загрязнения воды».
  4. Плакат 3 «Изображение весёлого человечка».
  5. Дидактический материал «Роль воздуха в жизни человека».
  6. Детское творчество – плакатики, рисунки «Вода должна быть чистой!».

Используемая литература:

  1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М.: «ВАКО», 2004
  2. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. – М.: «ВАКО», 2005
  3. Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004
  4. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. – Москва, «Первое сентября», 2000

Ход мероприятия:

I. Орг. момент. Позитивный настрой на занятие.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей.

1. (На фоне видеокадров):

-Земля! Наш дом. Какая она? Земля рождает цветы, травы и деревья. Она носит на себе океаны, прозрачные ручейки и мощные потоки. Облака и их тени. Пускает птиц в поднебесье. Принимает все дожди, снега и туманы. Земля насыщена тайнами и чудесами. Леса Земли – это дом для быстроногих зверей. Прекрасна наша зелёная планета!

Стоп кадр.

-Но… Земля! Твой стон не слышен в шумах заводских,

Ведь человек забыл твои заветы,

И правил он не помнит никаких.

-Лицо Земли нашей теперь уже печальное, в морщинах, Земля наша больна! (открывается тема занятия).

2. Цель.

-Вот мы сегодня и подумаем, как вылечить нашу Планету, т. е. наш дом. А вы знаете, что называется наш дом - … (биосфера).

-Как сделать так, чтобы всем жителям Земли было удобно и весело в этом доме; чтобы и вот этот грустный человечек был счастлив вместе с нами? (плакат 1).

-Для решения этой проблемы будете использовать все знания, которые приобрели при изучении природоведения и при работе с дополнительной литературой.

-И все вместе – литосферики – мы получим ответ на интересующий нас вопрос.

гидросферики

атмосферики

III. Изучение нового материала.

1. Учитель:

а)

-Какие слои биосферы мы знаем?

-Итак, обратимся к атмосфере. Что такое воздух и из чего он состоит? Отвечают атмосферики, а остальные слушают и думают, какие пути по очистке воздуха вы бы предложили.

-Для чего нужен воздух? (Самое главное – для дыхания. Воздух – это среда жизни разных животных).

-А человеку, кроме как для дыхания, нужен воздух? Попробуйте разобраться. Обсудите предложенные ситуации.

  1. По дороге мчится автомобиль. Вдруг – стоп: спустила шина – на гвоздь напоролись.

  2. Малыш боится лезть в воду. Мама даёт ему резиновый круг.

  3. Малыш надувает резиновый шарик.

б)

-Что загрязняет воздух? (Соединения серы, азота; сажа, копоть, пыль; угарный газ, фреоны, которые разрушают озоновый слой. Вокруг заводов на многие км (до 250) гибнут животные и растения, количество дыма – несколько тонн на каждый кв. м; фабрика средней мощности выбрасывает в сутки около 400 т золы и 120 т сажи! Дополнения: радиоактивные отходы, авиалайнеры, парниковый эффект.)

-Хорошо, атмосферики. Вы отлично поработали с дополнительными материалами.

-А какие основные источники загрязнения атмосферы в нашем городе? (Автомобили, множество котельных, мясокомбинат, мелькомбинат на водоёме.)

-Что же должен сделать человек, чтобы ему легко и свободно дышалось? Предложения могут вносить все.

-Ставлю проблему: отказаться от транспорта? На обсуждение – 3мин.

-Атмосферики справились, голубое поле очистилось от загрязнителей.

в)

-Ну, хорошо. Пусть учёные занимаются разработкой новой техники, на заводах и фабриках создают специальные станции по очистке воздуха. А мы в нашей школе как можем сделать воздух чище?

-Да, цветы радуют нас. Это свойство растений очень ценно. А кто знает, какое комнатное растение больше всех выделяет кислород?

-Для нормального дыхания в воздухе должно быть достаточное количество кислорода. Цветы обеспечивают нас им. А как ещё добиться этого?

-А вы знаете, что для сохранения атмосферы нельзя жечь костры, особенно уничтожая в огне мусор? (Когда мы сжигаем резину, рубероид, пластмассовые изделия, покрытые масляными красками, - в атмосферу выделяется страшное вещество – ДИОКСИН. Оно вызывает раковые болезни.)

-Итак, для дыхания человеку необходим чистый воздух. Когда он свеж и чист, дышится легко, появляется бодрость и прекрасное самочувствие.

2. Учитель:

а)

-Давайте вернёмся к нашему человечку. Очистив атмосферу, мы не сделали его веселее. Потому что природе всё ещё нужна наша помощь. Итак, поможем гидросфере?

-Вода – это среда обитания многих живых организмов. Какие свойства воды обеспечивают жизнь живых организмов в природе? Давайте вспомним, гидросферики. (Вода должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха.)

-Что и кто страдает от загрязнения воды? (плакат 2)

-Ну, молодцы. Дали полные, исчерпывающие ответы. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в реки и водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 товарных поездов!

-А источники загрязнения водоёмов почти всё те же, что загрязняют и воздух.

(Дополнительная информация о скапливающемся на планете мусоре. Проблема: куда? Обсуждают.)

-Один из выходов – создание заводов по переработке мусора. В Москве уже 3 таких завода.

б)

-Ваши предположения по улучшению состояния воды в природе.

(Дети показывают приготовленные плакатики, защищаются.)

-А что в нашем городе делается с этой целью? (Проект «Чистая вода»; родники).

-Да, есть такое постановление мэра – за каждым предприятием закреплён родник. Оно должно его расчистить и заботиться о нём. И некоторые уже постарались. (Видеоролик про городские родники).

-Что мы как дети можем сделать для охраны воды? (Фильтры).

-Да, нельзя тратить впустую чистую воду. Ведь за 1 мин. из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель. За сутки это уже 15 л. Вот посчитайте сами: за сутки из плохо закрытого крана вытекает 1 ведро воды. Сколько ведёр выльется за неделю? а за месяц?

в)

-Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана – кап, кап, кап,…

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря,…

А то пройдёт немного лет –

И нет водицы, нет, нет, нет…

-Попробуйте сейчас сами сочинить призыв беречь и экономить чистую воду:

………………………… с водой.

………………………… рукой.

………………………… взял,

………………………… закрой!

3. (Звучат колокола.)

Учитель:

а)

-Когда звонят колокола?

-Нас, землян, предупреждают об опасности жители далёкой планеты Ариды – планеты лесов и гор, могучих рек и мужественных людей. Ещё недавно планета подмигивала разноцветными огоньками, отзывалась счастливыми голосами и песнями. Но пришла беда…

(Дети, одетые в костюмы инопланетян, разыгрывают сценку.)

-Если не очнёмся, то с земли исчезнут 1,5 млн. видов растений и 500 видов животных. Т.к. масса зелёных растений 97%, а животные и микроорганизмы составляют всего лишь 3%, то поговорим сегодня о растениях. И в литосфере, посмотрите, большая часть занята зелёным цветом.

-Каково значение растений в природе и жизни человека? Литосферики, пожалуйста. (Очищают воздух, вырабатывая кислород и поглощая углекислый газ; задерживают снег; делают наши реки полноводными; поглощают шум и пыль; дают тень и увлажняют воздух; служат украшением, местом жительства, кормом, пищей, лекарством, строительным материалом …)

-Прекрасные ответы, литосферики.

б)

-Растения тесно взаимосвязаны с другими живыми существами. Докажем это. Из лежащих у вас карточек составьте пищевые цепи и объясните их.

-Из ваших ответов совершенно ясно, что растения участвуют в биологическом круговороте. И, исчезни растения, ничто живое не выживет. Земля превратится в пустыню. Но люди могут предотвратить эту беду. Как?

(На территории нашей страны 150 заповедников, 1000 заказников; Бугульминский заказник – под охраной – косуля, Волжско-Камский заповедник).

IV. Итог.

-Итак, благодаря нашим трудам планета очистилась, стала снова голубой и зелёной. И человечек стал весёлым, посмотрите-ка!

-К сожалению, мы с вами сегодня больше разговаривали, рассуждали, чем делали. Но ничего. Такие маленькие, вы уже что-то можете изменить. Взрослея, хорошо учась, набираясь знаний, знакомясь с такими предметами, как биология, экология, вы всё больше начнёте осознавать, что природа и Родина – неразделимы, а богатства Земли – небезграничны, удивительная красота – ранима.

И мы надеемся, что вы вырастите людьми экологически воспитанными. И какую бы профессию вы не выбрали в будущем – помните, судьба Земли – наша судьба, судьба каждого!