Мастер-класс "Системное использование информационных средств в обучении химии"

Разделы: Общепедагогические технологии


I. Презентация педагогического опыта.

Цель мастер-класса - создание условий для профессионального развития учителя.

1. Понятийный аппарат.

Давайте уточним понятия, используемые сегодня на мастер-классе:

Информационные средства - программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Информатизация - система  методов,   процессов  и  программно-технических средств,  интегрированных  с  целью сбора,   обработки,  хранения, распространения и использования информации в интересах ее   потребителей.

Цель информатизации образования - глобальная интенсификация интеллектуальной деятельности за счет  использования новых   информационных технологий.

Информационные технологии - совокупность методов и средств преобразования информационных данных для получения информации нового качества, структуры, степени обобщённости и др.

Презентация.

Информационные технологии

  • Компьютерные технологии - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта.
  • Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением ПО.

Информатизация средней общеобразовательной школы - явление неизбежное, вызванное глобальными процессами информатизации общества. Корнями оно уходит к середине 90-х годов прошлого столетия, когда и начались кампании по поставкам компьютерной техники в образовательные учреждения, разрабатывались учебники и пособия для учителей информатики, составлялись программы для интегрированных курсов. Однако, до сих пор школы ещё не готовы к систематическому внедрению ИКТ в силу недостаточной компьютерной базы школ, функциональной неграмотности учителей, отсутствия методического обеспечения, психологической неготовности учителей к освоению средств ИКТ.

2. Краткое обоснование основных идей технологии

1. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Увеличение объёма информации и способов её обработки, компьютеризация, изменение ведущей роли учителя как источника знаний, необходимость создания в обучении условий для самоопределения и самореализации личности ученика.

2. Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование коммуникационно-информационных технологий в обучении, межпредметная интеграция знаний учащихся, изменение логики изложения учебной информации.

3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

Способы и их преимущества перед аналогами:

  • расширение (качественные и количественные) источников образовательной деятельности;
  • высокая вариативность в организации обучения (индивидуализация темпа, сложности, последовательности изучения материала, модальности источников);
  • возможность эффективной интеграции в традиционную систему обучения;
  • возможность реализации разных подходов к обучению: обучение как диалог, обучение как исследование, обучение как аналитическое обобщение и структурирование информации

Новизна: принципиально новые способы взаимодействия в системе ученик-учитель-родитель

Ограничения: техническая база

Трудоёмкость: значительно повышается на этапе подготовки материалов, что проявляется в повышении эффективности использования времени урока

Риски: отсутствие соответствующей материальной базы; неготовность учителей и части учащихся к использованию компьютера.

4. Условия реализации изменений (включая, профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

  • информатизация и компьютеризация в ГОУ СОШ № 186;
  • повышение квалификации путём обучения на курсах
  • значительное продвижение в овладении компьютерными технологиями, повышение информационной культуры учителя

5. Результат изменений

  • позитивные изменения в мотивации учащихся к обучению;
  • позитивные изменения в информационной культуре учащихся;
  • позитивные изменения в процессах самопознания, самоопределения (личностного и профессионального) учащихся;
  • изменения стиля взаимодействия и взаимопонимания в системе ученик-учитель

6. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

II. Представление системы уроков

1. Целесообразность применения компьютера:

  • Для автоматизации деятельности и экономии времени для обработки результатов (контролирующие и тестирующие программы);
  • Для обучения (всевозможные обучающие программы, демо-версии, материалы Интернет-сайтов, система дистанционного обучения);
  • Для поисково-исследовательской деятельности (оформление видео-, фото- отчётов, презентации, виртуальные экскурсии, моделирование);
  • Демонстрация эксперимента и методов работы с лабораторным оборудованием;
  • Для развития коммуникационной и информационной культуры.

В таблице № 1 отражена система внедрения компьютерной техники и программно-прикладного обеспечения в зависимости от:

  • Цели урока;
  • Формы организации;
  • Возрастных особенностей учащихся;
  • Сочетание с традиционными формами урока

В таблице № 2 представлена возможная структура урока с применением компьютерной техники, которая может варьироваться в зависимости от специфики предмета, содержания урока, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, компьютерной грамотностью учителя.

2. Различные подходы к организации уроков с использованием компьютера (таблица № 1):

Форма организации Цель Содержание Деятельность Вид ППО Техническое обеспечение Руководство Классы
Индивидуальная, фронтальная Контроль знаний, повторение, закрепление Одинаково для усвоения всеми (стандарт), возможность решения заданий повышенной сложности (индивидуально) Автоматизация процесса и экономии времени обработки данных Контролирующие и тестирующие программы Компьютерный класс (сетевая версия), компьютер учителя (для фронтального контроля, коллективная работа) Сам ученик, учитель (мотивация, поощрения, корректировка ответов) 8-11
Фронтальная, индивидуальная Объяснение нового материала, повторение и закрепление Одинаково для всех Обучение Обучающие программы Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс Учитель 8-11
Фронтальная Объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента Одинаково для всех Демонстрация эксперимента, приёмов работы с лабораторным оборудованием, с веществами Готовые программные средства: показ опытов, моделей, процессов.

Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися

Компьютер учителя, проектор Учитель (постановка цели, мотивация, поощрения, корректировка ответов) 8-11

9-11

Коллективная, групповая Развитие творческих способностей учащихся Одинаковое для всех (проблемное, требующее обобщения знаний, применения их в новой ситуации, самостоятельность применения) Исследовательская, поисковая деятельность Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися.

Материалы сети Интернет

Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс Учителем (постановка цели, определение проблемы), учащимися (выбор путей и средств достижения цели) 9-11
Индивидуальная Выполнение домашнего задания, дополнительных работ, творческого направления, участие в конкурсах Дифференцированное для каждого Деятельность учителя - деятельность ученика. Наивысшая степень самостоятельности, индивидуальная Работы, выполненные при помощи различных компьютерных программ (пакет Microsoft Office, CS ChemDraw Pro, Paint.Net, Adobe Photoshop CS и другие) Компьютер ученика Сам ученик 9-11

3. Алгоритм проектирования урока с использованием информационных технологий (таблица № 2)

Этап урока Характеристика этапа
I. Концептуальный - отражает систему идей, на которых строится урок. Обоснование необходимости использования средств ИКТ, возможности представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (эксперимент, модели молекул, виртуальные экскурсии на производства и другое); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость диагностики и контроля результатов обучения.

Формирование целей урока с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний и возможность их проверки).

II. Технологический - отражает разработку технологической и методической сторон урока. Отбор электронных ресурсов с позиции генерализации информации;

определение необходимого аппаратного обеспечения (наличие локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный проектор, ноутбук, необходимое системное программное обеспечение);

прогнозирование эффективности использования данного ресурса при ведении различных типов уроков;

обдумывание методики проведения урока и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

обдумывание способов взаимодействия учителя и ученика (диалог, самостоятельная работа, исследование, творческая работа и другое)

III. Операционный - связан с поэтапным планированием урока, подготовкой учебных материалов. Для каждого этапа:
  • цель
  • длительность
  • форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ
  • деятельность преподавателя и учащихся
  • виды контроля
IV. Педагогическая реализация - осмысление места и роли учителя на уроке с использованием ИКТ Главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его продвижения и достижений.
V. Анализ и рефлексия проведения урока мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения:

- практической (что сделано? что является главным результатом?),

- технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.)

- мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти?).

III. Моделирование

Проектирование урока с использованием информационных технологий на примере предложенного урока по теме "Горение и медленное окисление" (8 класс).

Задание: используя предложенный алгоритм проектирования урока с использованием информационных технологий и содержательной части урока "Горение и медленное окисление", разработайте собственную модель урока.

Возможный вариант модели урока

I.

Концептуальный этап

Комплексное использование видео-, аудио и текстового материала с целью повышения познавательного интереса к предмету, интеграции знаний из различных учебных дисциплин
II. Технологический

этап

Электронные ресурсы - презентация "Магия огня"; материалы CD "Минеральные вещества" (электронные уроки и тесты); ресурсы сети Интернет (текст, видео); музыкальное сопровождение

Аппаратное обеспечение - ноутбук, проектор, экран

Эффективен при использовании на уроке объяснения нового материала с межпредметной интеграцией (литература, география); на этапе закрепления материала; при работе в группах

Урок - исследование с элементами межпредметной интеграции;

Диалог, индивидуальная работа, эксперимент, анализ стихотворений, самооценка

Методы - словесные, наглядные, практические, проблемные задания

III.

Операционный

этап

Актуализация знаний - определение темы урока при помощи анализа стихотворений, демонстрации эксперимента, просмотра видео, музыкальное сопровождение

Экспериментальная задача - установка преемственности в изучении материала, постановка проблемы

Объяснение нового материала - иллюстрации к поэме Эсхила, анализ стихотворений, материал по истории происхождения огня

Исследование строения пламени свечи (практическая работа) - визуализация результатов практической работы, музыкальное сопровождение

Объяснение нового материала (процесс горения) - через анализ стихотворения на понимание процесса горения, визуализация материала о причинах возникновения горения

Сравнение процессов горения и медленного окисления - работа со сравнительной таблицей

Подведение итогов урока. Рефлексия - музыкальное сопровождение

Возможно дальнейшее использование презентации при изучении видов полезных ископаемых, используемых в качестве горючих материалов (видео)

IV. Педагогическая реализация Управление познавательной деятельностью учащихся за счёт структурирования материала в презентации, диагностика достижений посредством диалога, результатов анализа стихотворений, самооценки
V. Анализ и рефлексия проведения урока что сделано? что является главным результатом?

каким способом?

зачем я это делаю?