Содействие личностному росту и саморазвитию. Тренинг личностного роста

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: содействие личностному росту и саморазвитию.

Задачи:

  • cпособствовать сплочению участников группы;
  • получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и лидерства
  • учить самораскрываться, самовыражаться и преодолевать психологические барьеры.

Участники: учащиеся 10 классов.

Время (частота и длительность каждого занятия) каждый день по 60-90 минут.

Программа тренинга (в виде таблице).

№ занятия Тема Время
(на занятие)
Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники)
1. Вводное занятие 60 мин. Создание условий для самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. “Знакомство”
“Правила группы”
“Мое настроение”
2. Я - индивидуальность 90 мин. Закрепить тренинговый стиль общения. Учить самораскрываться и открывать в себе положительных и сильных качеств. “Я индивидуальность”
“Дела минувшие”
“Портрет уверенного человека”
“Свет мой, зеркальце, скажи”
3. Планета индивидуальностей 80 мин. Способствовать дальнейшему сплочению группы через углубление процесса познания другого “Я”. Продолжать развивать умения анализа. “Что говорит маска?”
“Исповедь”
“Я скульптор”
“Звездопад”
“Моя планета”
4. Мой мир 60 мин. Отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира “Автопортрет”
“Новая встреча”
“Живая вода”
“Мой Мир, какой он?”
5. Формула успеха 90 мин. Закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа. “Логотип фирмы”
“Формула успеха”
“Портрет в лучах солнца”
6. Итоговое занятие 90 мин. Подвести итоги работы группы. Ответить на все возникшие вопросы “Я глазами группы”
“Свет мой, зеркальце скажи”

Тема: Планета индивидуальностей

Цель: Познать другое “Я”.

Задачи: Способствовать дальнейшему сплочению группы через углубление процесса познания другого “Я”. Продолжать развивать умения анализа.

Время, отводимое на данное занятие: 80 минут.

Участники: учащиеся 10 класса.

1. Организационный момент (ритуалы приветствия, разминочные упражнения) - 10 минут.

а) Ритуал приветствия.

В кругу все сидят. Медленно и взявшись за руки, хором произносят слово “Здравствуйте”. Это слово произносят три раза, каждый раз усиливая голос, и на третий раз встают и поднимают руки вверх.

б) “Цепочка пожеланий”.

В кругу, взявшись за руки, говорят пожелания на этот тренинг, справа стоящему участнику, при этом слегка пожимая ему ладонь.

Что вы чувствуете?

Какое настроение?

2. Основная часть - 50 минут.

а) “Зима, весна, лето, осень”

В течение одной минуты образуйте четыре группы. По очереди проводят перекличку “Зима, весна, лето, осень”. Делятся на четыре группы.

1 группа - “Зима”

2 группа – “Весна”

3 группа – “Лето”

4 группа – “Осень”

б) Закрепить навыки самоанализа и самовыражения.

“Что говорит маска?”

Карточки с заданиями. По очереди брать по одной карточке, без предварительной подготовки, изобразить, показать жестами, мимикой, то, что написано в этой карточке. Участники группы внимательно смотрят и разгадывают, что написано. Примерное содержание карточек: 1 вариант “Мне нравится, когда окружающее люди, меня хвалят”, “Знаю, что это очень трудно, но ты должен перед ней извиниться”.

2 вариант “Я расстроен”, “Я спокоен”, “Я влюблен”

Кто наиболее точно показал содержание карточки?

Трудно ли было выполнить это задание? Почему?

в) Психогимнастика “Хлопни 2 раза, щелкни 3 раза”.

Называю число, если оно делится на 2, хлопни 3 раза, если оно делится на 3, щелкни 2 раза.

г) Закрепление навыков самоанализа и самовыражения, преодоления психологических барьеров.

“Исповедь”

С каждым из вас в жизни происходили события. Вам предстоит об этом рассказать, повествуя с помощью рисунка.

“Исповедь” может быть выражена различными методами рисования. Вашу “Исповедь” попробуют разгадать другие участники группы.

Участники по желанию выбирают любую “Исповедь” и рассказывают о событии, которое хотел рассказать автор. По мере необходимости задают автору вопросы, на которые он может и не отвечать.

Что чувствовали вы, когда “исповедовались” на бумаге?

Насколько правильно раскрыли вашу “исповедь”?

д) Определение собственных положительных сторон, формирование привычки думать о себе положительно

“Я скульптор”

Каждому раздается небольшой кусочек пластилина, которого недостаточно, чтобы слепить фигуру человека. Начинаем лепить самого себя. Следующий кусочек пластилина берем тогда, когда скажем о своей положительной стороне или о положительном качестве, который у вас есть или вы хотите выработать его в себе. Говорить поочередно. Например 1 участник говорит о себе “Я добрый” и получает кусочек пластилина, необходимый для лепки фигуры человека. Следующий говорит “Я люблю животных” и т.д..

Трудно ли было “лепить” самого себя? Почему?

Что было самое сложное в процессе лепки? (Индивидуальные черты)

е) Актуализация своих потребностей

“Звездопад”

Представьте звездное ночное небо. Смотря на это небо, поражает такое большое количество звезд. Веришь в падающую звезду, и каждый раз быстро загадываешь желание. Важно успеть загадать желание. Сегодня у вас прекрасная возможность поймать падающую звезду и загадать желание. Каждый берет звездочку и очень быстро пишет на ней пожелание или мечту и прикрепляет ее на “небо”. (10 секунд)

Трудно ли было выполнить это задание?

Что вы чувствуете?

3. Подведение итогов - 15 минут.

Осмысление своего состояния

“Моя планета”

Выполняется после каждого тренинга. На доске у каждого участника есть своя планета, состоящая из пустых 6 клеточек. В конце каждого занятия все участники закрашивает одну клеточку. Цвет выбирают по настроению, по внутреннему состоянию или насколько в лучшую сторону он изменился.

Почему сегодня ты выбрал этот цвет?

Нравится ли тебе твоя планета?

4. Ритуал прощания - 5 минут.

“Раз, два, три!”

Раз, два, три – мне в глаза ты посмотри.

Раз, два, три на прощание мне - улыбку подари.