Связь между силой тяжести и массой тела

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала.

Обучающая цель:  получить связь между силой тяжести и массой тела.

Цель считается достигнутой

  • на уровне знакомства, если ученик знает формулу и отличает ее от других;
  • на уровне понимания если ученик:
    • называет величины, входящие в формулу;
    • знает единицы измерения этих величин.
  • на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:
  • на столе стоит телевизор массой 5кг. Определите силу тяжести и вес телевизора.
  • вес человека 700Н. определите его массу.

Развивающая цель: продолжить работу по формированию умения

  • обобщать опытные данные, сравнивать и делать выводы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков;
  • работать самостоятельно.

Формы обучения: беседа, рассказ, постановка экспериментов в группах, обсуждение результатов.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация знаний – Что такое сила?
– Какова единица силы?
– Какую силу называют силой тяжести?
– Что такое вес тела?
– Каким прибором можно измерить силу?
– Как измерить силу тяжести?
 

Отвечают на вопросы

II. Организация деятельности учащихся

1) Мотивация

 

2) Постановка учебной проблемы

 

 

3) Выдвижение гипотез

 

 

4) Экспериментальная проверка  гипотез

 

 

 

 

5) Развитие полученной информации (получение выводов)

 

 

 

 

 

 

6) Применение новых знаний

Известно, что масса молодого тигра равно 100 кг. Для того, чтобы приготовить с ним цирковой номер, необходимо рассчитать какую силу должна выдержать тумба, на которой будет выступать тигр или силу притяжения его к земле, т. е силу тяжести. Как это сделать? Достаточно ли у нас знаний, чтобы вычислить силу тяжести? Что для этого нужно знать?

– Как, используя имеющееся у вас на столах оборудование, доказать, что сила тяжести связана с массой? Что для этого надо сделать?
– Какую массу имеют грузики?
– Какова цена деления динамометра?
– Как лучше записать данные измерений?

m, кг 0,102 0,204 0,306 0,408      
F тяж, H 1 2 3 4

Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза? Как такую зависимость называют в математике? Как такую зависимость можно записать?

 = = т.е.  =  =   

– Что представляет собой график прямой пропорциональной зависимости?
Видим, что отношение величины силы тяжести к массе для всех тел постоянно. Значение этой постоянной обозначается буквой q.

 = q; Fтяж = qm.

Так как P = F тяж, то P = qm

У кого есть калькулятор определите числовое значение q, используя данные Fтяж и m, полученные экспериментом.
Коэффициент q зависит от широты массы на Земле (Вывешивает таблицу с числовыми значениями q на разных широтах)

Что будет происходить с силой тяжести по мере увеличения расстояния между телом и Землей?

Одинаково ли притягиваются тела, находящиеся на поверхности Луны и Земли?

Так как масса тела не зависит от его местонахождения, то на различных небесных телах оказывается разным значениям q

1,6 Н/кг – на Луне,
26 Н/кг – на Юпитере

Те, кто знает, как помочь дрессировщику вычислить силу тяжести и вес тигра могут решать Упр.9 (3,5).
Тем, кто затрудняется это сделать, я буду помогать

Дано:           Решение:
m = 100кг    Fтяж = qm
q = 10          P = mq
Fтяж – ?      Fтяж = P 10  *100 =  1000 H = 1 кН
P – ?
Ответ: Fтяж = P = qm = 1 кН

 

 

Нужно знать связь между силой тяжести и массой тела.

Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела
Надо подвешивать 1,2,3,4 груза и измерять при этом силу тяжести, которая нам них действует динамометром.

Выполняют опыты в группах, заносят данные в таблицу в тетрадях, затем на доске.

С увеличением массы растет сила тяжести.
Прямо пропорциональная.

Отвечают. Записывают в тетрадях и на доске.

 

 

 

 

q = 9,8 Н/кг

Сила тяжести должна уменьшаться.

Нет, сила тяжести на разных небесных телах различна.

 

 

Решают в тетрадях.

 

 

Записи в тетрадях

III. Контроль  – А теперь работаем на оценку. Выберите правильные варианты ответов на предложенные вопросы, запишите их в тетрадь и продублируйте на листочках.  Работают по вариантам с тестами.

Сдают тетради с ответами.

IV. Подведение итогов – Что нового узнали на уроке? По листочкам проверяют правильность ответов.