Преподавание информатики в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы как фактора повышения качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии


“Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”
Проф. Н.К.Смирнов

За последние двадцать лет современная школа подверглась влиянию многих реформ, нацеленных на повышение качества подготовки школьников. Были введены новые дисциплины, пересмотрены цели, содержание и методы обучения многих школьных предметов. Активно внедрялись в массовую школу новые средства и технологии обучения. Современное общее образование становится профильным, в школах реализуются новые образовательные концепции. Большинство из перечисленных инноваций в полной мере затронуло систему подготовки школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Информатика, являясь относительно молодой школьной дисциплиной, все еще находится в стадии становления и развития. Но все, же с течением времени методы и средства, изучаемые в информатике, все больше проникают в обучение другим школьным дисциплинам. Во многих случаях это способствует существенному повышению интенсивности, результативности и качеству образования.

Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении и воспитании школьников порождает значительное количество методических, эргономических и технических проблем.

Это специфический микроклимат окружающей среды, характеризующийся такими физическими факторами, как шум, вибрация, электромагнитное поле, статическое электричество и др.

Более того, процесс восприятия материала требует от ученика более значительного, чем при других методах обучения, зрительного, эмоционального, умственного напряжения. Восприятие информации с экрана телевизора или монитора компьютера значительно увеличивает зрительную нагрузку. Под влиянием работы на компьютере страдают, прежде всего, глаза, зрение. Различение знаков со светящегося экрана чередуется с переводом взгляда на клавиатуру, вызывает напряжение мышц двигательного аппарата. Статическая неподвижная рабочая поза, вызывающая усталость и боль в мышцах рук, шеи, плеч и спины, может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, ухудшению состояния здоровья школьников, снижению работоспособности, внимания, головным болям, общему утомлению учащихся.

В то же время реформирование образования, расширение целей и содержания, усиление интенсивности обучения школьников и внедрение в учебный процесс новейших технических средств неизменно влекут за собой повышение нагрузки на организм школьников и порождают остроту проблем здоровьесбережения. Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются обучения информатике.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Несмотря на развитие технологий, и появлению аппаратуры, более безопасной для человека, существенный вред здоровью учащихся по-прежнему могут нанести компьютерные средства, традиционно используемые в обучении информатике. В нашей школе работа по интеграции ИКТ в здоровьесберегающее пространство учебного заведения начинается с момента приобретения электронно-вычислительной техники и организации рабочих мест обучающихся. Здесь осуществляется строгий контроль эргометрических параметров вновь приобретаемой техники и соблюдения всех требований “САНПИН” при ее монтаже. Оптимальная организация рабочих мест в компьютерных кабинетах, соблюдение временного режима работы за компьютером в течение учебного дня, профилактическая работа с помощью специальных упражнений для различных групп мышц, которые позволяют улучшить мозговое кровообращение, снять утомление с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, предотвратить утомление глаз. Все это помогает нивелировать негативное воздействие на обучающихся во время их работы на ПК. В школе регулярно проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы. Результаты анкетирования, которое было проведено на первых уроках информатики в 5-10 классах, говорят о том, что 58% респондентов не знакомы с рекомендациями по снижению вредного воздействия ПК, но это влияние испытывали все: необоснованная усталость – 45%, головная боль – 30%, боль в спине – 21%, другие негативные проявления – 4%, поэтому первое занятие по информатике начинается с профилактической работы. Все обучающиеся подробнейшим образом знакомятся с правилами по технике безопасности, им демонстрируются и разучиваются комплексы упражнений, даются рекомендации по снижению негативного воздействия ПК. В компьютерных классах оформлены стенды “Правила техники безопасности”, где можно почерпнуть необходимую информацию по данной проблеме.

Особая озабоченность в плане сохранения духовного, нравственного, психологического и психического здоровья связана с организацией работы во “всемирной паутине”. С негативной информацией в сети, необходимо бороться с законных позиций, т.е. принимать законы по борьбе с пропагандой наркотиков, насилия, экстремизма. Как показывает опыт, вводить фильтры и запреты сверху, мало эффективно. Запретный плод всегда сладок. Наш коллектив видит выход из этой непростой ситуации – в воспитании информационной культуры.

Учитель должен первым обжить пространство Internet и сделать его безопасным для школьников. Для этого намечаются пути поиска информации школьниками, разрабатывая задания для работы в сети с указанием конкретных адресов сайтов, которые должен посетить ученик для решения той или иной задачи, сообщаются правила Internet-этикета, памятка по безопасному поведению в сети, планируется работа по воспитанию толерантности и др.. Именно, руководя путешествием школьников по глобальной компьютерной сети, можно сделать ее средством, открывающим дорогу в многообразный мир науки, культуры и человеческого общения.

Задача качественного обучения данному предмету совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников, в решении которых могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же, или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагаются создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов нашей школы, активно использующих современные технологии в процессе обучения. Перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.

Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.

Подводя итог выше сказанному, хочется подчеркнуть, что главным объектом внимания любого педагога является его ученик. И если учитель придерживается в своей деятельности принципов здоровьесбережения, выполняя диагностические, коррекционные и формирующие функции, то здоровье учителя и его учеников - в надежных руках.