Национальный и религиозный состав Республики Башкортостан

Разделы: География


Тема: Национальный и религиозный состав Республики Башкортостан.

Цели урока:

1) Обучающая: ознакомление учащихся с национальным и религиозным  составом населения республики Башкортостан; изучение причин многонациональности.

2) Развивающая: формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации, анализ статистических материалов.

3) Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучению географии родного края; уважительного отношения к различным национальностям.

Учебно-наглядный материал: атлас, учебники, карта «Республики Башкортостан», наглядные пособия, «Национальный состав «Республики Башкортостан», открытки с изображением народов, храмов, национальная музыка, дополнительная литература, аудиозаписи песен народов Башкортостана, схема «Языковое дерево народов».

Эпиграф:

Человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.
Валентин Распутин.

I. Сообщение темы, целей урока

Добрый день!

Уже в течение нескольких уроков мы изучаем население нашей Республики. Домашним заданием к сегодняшнему дню было: составить карту национального состава населения республики. И если посмотреть на карту, то можно отметить, что она очень пёстрая. Да, действительно, Башкортостан - одна из самых многонациональных республик Российской Федерации.

Сегодня на уроке мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения республики. Объясним причины такого многообразия народов, проанализируем статистические материалы, а в качестве выводов поработаем с диаграммой. И, конечно же, познакомимся с традициями, культурой некоторых народов.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Национальный и религиозный состав населения Республики Башкортостан», запишите, пожалуйста, в тетради.

II. Новый материал

Многонациональность населения сложилось исторически, как результат местоположения региона на стыке нескольких этических ареалов и на основных путях давних и устойчивых миграционных потоков.

Вопрос:

1) На стыке каких этических ареалов расположен регион?
2) Назовите основные миграционные потоки.

Отвечают:

Вы правы. До середины ХVI века население Башкортостана оставалось этническим однородным и было представлено башкирами.

После добровольного вхождения башкир в состав Российского государства последовало проникновение в край русских военных и служивых людей, положившее начало массовому притоку сюда переселенцев. Процесс колонизации продолжался более, чем 3,5 века, в результате чего Башкортостан оказался заселённым выходцем из самых различных уголков европейской части страны. Этнографы отмечали: «... что нет, кажется такой нации в Европейской России, которая не имела бы своих представителей здесь...».

По данным переписи населения в республике Башкортостан проживают представители 30 национальностей, 10 из них численностью более 5 тысяч человек, и имеющих поселения, в которых данная нация представлена значительной группой.

И для того, чтобы систематизировать данные о народах, населяющих республику, составим таблицу на основе коротких докладов учащихся. (Презентация)

Национальность

Численность, тыс. чел.

Доля населения, %

Районы проживания

История заселения

1

Башкиры

948

22

 

Коренное население

2

Русские

1548

39

 

16 век - стрельцы, казаки, охранники отрогов

3

Татары

1186

28

 

Коренные народы

4

Чуваши

125

3

 

Насильственная христианизация - 17 массовое крещение нерусского населения - уезжали на свободные земли

5

Марийцы

114

2,7

 

6

Мордва

31

0,8

 

7

Удмурты

25

0,6

 

8

Белорусы

17

0,4

 

В ходе Столыпинской аграрной реформы, нехватка земель

9

Украинцы

74

2

 

10

Немцы

10

0,3

 

17 век - служба немецкого гарнизона, депортация

11

Латыши

2

0,07

 

Насильсвенное переселение, нехватка земель

12

Евреи

5

0,15

 

19 век - рекрутский набор детей евреев, миграция во время II мировой войны

Вопрос: Какова основная причина заселения республики?

А теперь, пользуясь данными нашей таблицы, отобразим на круговой диаграмме национальный состав Республики. (Все рисуют в тетради, один ученик - у доски.)

III. Домашнее задание

Домашнее задание. Запишите в дневники:

1) § 27, повторяем материал;
2) составить круговые диаграммы национального состава некоторых классов нашей школы. (Приложение 1)

IV. Изучение нового материала (продолжение)

Пестрота национального состава населения Башкирии определяет разнообразие языкового и религиозного составов ее народов.

Вопрос:К каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие в республике?

Отвечают:

1) Индоевропейская семья

а) Славянская группа:

- русские
- украинцы
- белорусы

б) Германская группа – немцы
в) Балтийская группа – латыши
г) Албанская группа – евреи

2) Алтайская семья

Тюркская группа:

- башкиры
- татары
- чуваши

3) Уральско-юкагирская семья

Фино-угорская группа:

- марийцы
- мордва
- удмурты

Молодцы!

Теперь посмотрим на схему религий Башкортостана (Презентация)

1. Христианство

А) Православная:

- русские
- украинцы
- белорусы
- чуваши
- марийцы
- мордва
- удмурты

Б) Католическая:

- латыши
- немцы

2. Мусульманство

- башкиры
- татары
- казахи

3. Иудаизм

- евреи

4. Старообрядческая церковь

5. Объединение евангельских христиан

- баптисты

V. Закрепление изученного материала и объявление оценок за урок

Итак, мы с вами рассмотрели тему сегодняшнего урока, а сейчас для закрепления пройденного материала, дайте положительные или отрицательные ответы на 6 вопросов. (Приложение 1)

1) Татары, коренные жители республики? («-»)

2) Башкиры занимают III место по численности среди народов Башкортостана? («+»)

3) Марийцы и чуваши заселили территорию республики в результате насильственной христианизации? («+»)

4) Удмурты и чуваши относятся к Уральской языковой семье? («-»)

5) Латыши и немцы исповедуют католицизм? («+»)

6) Башкиры по республике размещены в восточной её части? («+»)

Проверяют ответы, объявляют оценки за урок.

VI. Подведение итогов урока

1) Музыкальная викторина. (Музыка народов Башкортостана.)

2) Музыка каких народов звучит?

3) Давайте с вами подведём итоги урока:

а) Что вы узнали нового на уроке?
б) Дайте оценку результатов урока.
в) У нас успешно прошёл урок?
г) Как вы считаете, хорошо жить в многонациональной республике?

Я считаю, что многонациональность - мир многообразия обычаев, языков, традиций, культуры, уклада жизни, трудовых навыков. Её нужно ценить и ею нужно дорожить. Многонациональность - это радужность, музыкальность, чувственность и полнота мира.

4) Выступление учащихся (на родном языке). Стихи.

В результате тесного общения и взаимопонимания становится разнообразнее духовная жизнь и сознательный труд каждого народа. Уважайте друг друга, уважайте каждую нацию! Помните, какой вы национальности и гордитесь ею.

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.