Открытое занятие по теме «Растительный орнамент елецкого кружева»

Разделы: Экология, МХК и ИЗО


Цель занятия. Расширение и углубление знаний, умений и навыков в области плетения кружев на коклюшках и развитие бережного отношения к живым цветам через цветы кружевные.

Оборудование и материалы. Барабаны, подставки, комплекты коклюшек, сколки, булавки, нитки, крючки, ножницы, тетради, ручки, калька, карандаши, фломастеры, картон.

Дидактический материал.

  • Раздаточный материал.
  • Карточки с заданиями.
  • Иллюстративный материал.
  • Композиция “Цветы кружевные”.
  • Коллекция кружев.
  • Коллекция сколков Елецких цветов.
  • Фотоколлекция кружев.

Литература. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия, М., Большая Российская энциклопедия, 1992.

С сегодняшнего дня мы более детально приступаем к изучению и освоению плетения элементов и орнаментов своеобразного направления в плетении кружев на коклюшках, а именно, Елецкого кружева. Коклюшечное кружево, в основном, воспроизводит разнообразные растительные узоры, воспринимающиеся русским народом, как символ цветущей земли, весны, возрождения жизни. Главный орнамент Елецкого кружева - растительный. Более сложные растительные узоры имеют цветочные формы. Природа, ее гармония и красота во все времена являются неистощимым источникам народного творчества. Это очень точно еще в XIX веке подметил Маковский Е.И.:

"Скрашивая свою серую монотонную жизнь, народ украшал свой дом, свою одежду, свою утварь и прочий домашний скарб разнообразными узорами, в большинстве случаев составленными из разных трав, цветов и листьев, как ближайшего доступного и видимого ему материала, пестреющего во всей красоте бесконечного разнообразия среди окружающей его природы, единственной и ближайшей его учительницы и вдохновительницы. Отсюда начало той самой художественной творческой деятельности народа".

Итак, главным орнаментом Елецкого кружева является Елецкий цветок.

Тема “Растительный орнамент Елецкого кружева” рассчитана на несколько занятий, на которых вы не только теоретически, не только визуально познакомитесь с различными вариантами Елецких цветков, но и постепенно освоите их плетение.

Задачи, которые сегодня предстоит выполнить:

  • повторение особенностей Елецкого кружевоплетения;
  • знакомство с различными вариантами Елецких цветков;
  • прорисовка сколков Елецких цветков;
  • начало освоения плетения некоторых из них;
  • повторение плетения элементов, необходимых для плетения Елецких цветков: сетка, скань- верёвочка;
  • продолжение плетения индивидуальных изделий;
  • дискуссия “Берегите цветы”.

Девочки, давайте рассмотрим отличительные особенности Вологодского и Елецкого кружевоплетения на примере двух салфеток из нашей коллекции кружев.

Салфетка в Вологодском стиле – Рисунок 1 и салфетка в Елецком стиле – Рисунок 2.

Назовите характерные различия этих направлений друг от друга.

Для Вологодского кружева характерна более плотная полотнянка, разнообразные виды скани, а для Елецкого кружева характерна лёгкая сетка или чередование сетки с полотнянкой и скань – верёвочка. Вот почему Елецкое кружево по фактуре более лёгкое и воздушное.

Теперь посмотрим на чудные старинные кружева на иллюстрациях.

(Демонстрируются карточки с журнальными вырезками Елецкого кружева - Рисунок3.)

Девочки, посмотрите на чудные старинные кружева на иллюстрациях. В этих замысловатых работах преобладает растительный орнамент, а точнее, цветочный, так называемые Елецкие цветки.

Лепестки Елецких цветков плетутся сеткой или чередованием сетки и полотнянки. Лепестки отделены друг от друга сканью – верёвочка приёмом “скань по сетке”.

Скань располагается всегда по внешнему краю предпоследней парой.

Цветки отличаются друг от друга по форме лепестков: (круглые, овальные, удлинённые, маленькие, большие) и по внутренней розетке цветка.

Могут быть самые фантастические заполнения из насновок, плетешков, паучков

Сначала выполняется внутренняя розетка цветка, далее лепестки.

Девочки, сейчас мы подробно рассмотрим алгоритм плетения Елецких цветков, делая анализ сколков Елецких цветков – Рисунок 4. (сколок – технический рисунок, по которому плетётся кружево).

Делается анализ сколков, отличия цветков друг от друга, алгоритм плетения цветков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Приготовьте, пожалуйста, ручки и будем прорисовывать сколки Елецких цветов.

(Раздаётся каждому ребёнку калька, сколки Елецких цветков)

После прорисовки сколков Елецких цветков:

Сейчас повторим, что же вы узнали нового сегодня.

Задаются вопросы:

  1. Основной элемент при плетении Елецкого цветка?
  2. Какие приёмы используются при плетении элемента “сетка”?
  3. Где располагается скань в Елецком цветке?
  4. Какой вид скани используется?
  5. Какими элементами заполняется внутренняя розетка цветка?

Хорошо, продолжаем практическую часть занятия и приступаем к плетению.

Для звена из 6 учениц подготовлено оборудование:

  • барабан для плетения элемента “сетка”;
  • барабан для плетения элемента “скань – верёвочка”;
  • барабаны для плетения Елецких цветов;
  • барабаны с коллективными работами для реализации разных проектов;
  • барабаны с индивидуальными изделиями;

Раздаются карточки с заданиями для каждого кружковца, исходя из уровня подготовленности.

Сначала все подходят к барабанам с Елецкими цветками. Педагог и дети разбирают алгоритм плетения Елецкого цветка №1 и Елецкого цветка №2.

Далее каждый занимает своё рабочее место и приступает к индивидуальному практическому заданию.

Когда нет вопросов, и плетение переходит в автоматическую фазу, можно поразмышлять о красоте природы и о бережном отношении к ней.

- Кто из вас может рассказать стихотворения о цветах?

- Или эпизод из дачной жизни?

- Назовите свой любимый цветок.

- Какие цветы высаживают в нашем городе?

Вы уже знаете, как долго природа трудится над созданием какого-то цветка. На это уходят тысячелетия, а может, и того больше. Создать трудно, а разрушить легко. Вот вам, наверное, было бы больно и обидно, если б кто-то уничтожил ваши кружевные цветы? Поэтому нужно очень бережно относиться к каждому цветку, к любому растению. Если исчезают растения, то исчезают некоторые насекомые, животные и, в конечном счёте, это бумерангом бьёт по человеку. Рвать цветы надо в разумных пределах, не охапками. Прислушаемся к стихотворению, которое сочинено в нашем объединении:

“ Не надо рвать цветы, прошу
Я гибель их не выношу
За что они страдают?
За то, что расцветают?”

Давайте плести кружевные цветы и учиться беречь живую природу!

До конца занятия дети занимаются кружевоплетением.